Олигархи-миллиардеры подогревают спрос на произведения ряда известнейших британцев
Вначале они завоевали Лондон, затем - Европу и Америку. А теперь, руководствуясь своим безошибочным нюхом на деньги, мужчины и женщины, стоящие за ловкими маркетинговыми ходами и шокирующими работами, превратившими британское современное искусство в мультимиллионный (в пересчете на фунты стерлингов) бренд, устремили взор на восток - точнее, на Россию.
Российские промышленники-олигархи - это новая сила на многомиллиардном глобальном рынке произведений искусства. В начале мая Роман Абрамович, владелец футбольного клуба "Челси", заплатил рекордную по мировым масштабам сумму за "Триптих" (1976) Фрэнсиса Бэкона (43 млн фунтов - самая высокая цена, когда-либо выплаченная за произведение искусства на аукционе) и "Спящую инспекторшу пособий" Люсьена Фрейда: эта картина обошлась в 17 млн фунтов, в результате чего Фрейд стал самым дорогим среди ныне живущих художников, чьи произведения были выставлены на торги.
В сентябре прошлого года бизнесмен Алишер Усманов потратил более 20 млн фунтов на аукционе Sotheby's в Лондоне - приобрел целиком коллекцию покойного российского виолончелиста Мстислава Ростроповича, который бежал из СССР и жил в эмиграции в Париже и Лондоне.
За кулисами российской "революции изящных искусств" стоят многочисленные известные британцы, которые так или иначе связаны с Дамьеном Хирстом, одним из самых успешных - в денежном выражении - среди ныне живущих художников мира.
Даша Жукова, подруга Абрамовича, наняла Молли Дент-Броклхерст, которая является агентом Хирста, на должность координатора программ своей галереи CCC Moscow, которая откроется в сентябре в бывшем московском автобусном гараже, построенном по проекту Константина Мельникова.
Одним из консультантов Дент-Броклхерст станет сэр Николас Серота, директор галереи Тейт. Ранее Дент-Броклхерст работала в лондонской Gagosian Gallery, владелец которой, Ларри Гагосян, является нью-йоркским дилером Хирста, а недавно открыл галерею и в Москве.
В санкт-петербургском Эрмитаже в марте должна была экспонироваться работа Хирста - череп, инструктированный бриллиантами, но эта выставка "отложена на неопределенный срок" без объяснения причин. Однако Чарльз Саатчи, наставник Хирста, когда-то поддерживавший его, ведет переговоры о предоставлении ему в Эрмитаже зала для показа работ из его коллекции современного искусства. Инициатива - неофициальное приглашение - исходила от директора Эрмитажа, профессора Михаила Пиотровского.
С Эрмитажем также сотрудничает сэр Норман Розенталь, бывший секретарь лондонской Королевской академии по выставочной деятельности. Именно сэр Норман в 1997 году внес большой вклад в пропаганду феномена "Молодого британского художника". Сэр Норман, один из ближайших сотрудников Саатчи, консультировал музей по его программе "Эрмитаж 20/21", призванной привлечь в залы современных художников.
В прошлом году открылась одна из первых выставок программы, которая работает по сей день - "Америка сегодня: новые работы художников США из галереи Саатчи". Впервые эта выставка была показана в прошлом году в Королевской академии. А в феврале Джей Джоплинг, директор галереи White Cube в Хокстоне, представляющий в Великобритании интересы Хирста, устроил в Эрмитаже выставку американца Чака Клоуза "Семь портретов" (в Англии она называлась "Family and Others" - "Семья и другие"), которая в январе закрылась в White Cube. Джейк и Дайнос Чэпмены, на прошлой неделе открывшие в той же галерее White Cube новую выставку "Будь Гитлер хипарем, как бы мы все были счастливы", в декабре прошлого года устроили выставку-продажу своих картин в московской галерее "Триумф", причем цены на работы доходили до 300 тыс. долларов.
Совладелец "Триумфа" Дмитрий Ханкин сказал, что выставка Чэпменов "пользовалась чрезвычайной популярностью. Теперь Россия является частью мировой культуры. В будущем году мы пригласим сюда и другие британские имена, но пока я не могу их огласить. У русских прекрасное чувство юмора, черного юмора, а британское искусство содержит юмор, который русским по душе".