Россия нередко приводит аргумент, будто бы прогресс на востоке Украины невозможен потому, что Украина прилагает недостаточно усилий для проведения выборов на Донбассе под международным контролем, как того требуют минские договоренности, пишет корреспондент Frankfurter Allgemeine Конрад Шуллер. Украинские власти, в свою очередь, заявляют, что это невозможно из-за того, что "руководство пророссийского государственного образования слишком далеко от проведения честных и свободных выборов: под автоматами террористов не могут чувствовать себя в безопасности и быть защищенными от произвола ни журналисты, ни избиратели, ни кандидаты". Поэтому действительно честные выборы на Донбассе, по мнению Киева, возможны только под эгидой международной вооруженной миссии.
Так как же власти ДНР и ЛНР представляют себе эти выборы, проведения которых они так решительно требуют? Главный переговорщик от Луганской народной республики в трехсторонней контактной группе Владислав Дейнего согласился рассказать о позиции его "государства". Интервью, между прочим, прошло в его офисе под портретами Путина и местного "главы" Игоря Плотницкого, сообщает корреспондент.
Перечисленный Дейнего список требований "в сумме делает неизбежной полную победу сепаратистов", заключил Шуллер. В частности, украинские политические партии, по мнению переговорщика, "не получат права участвовать в выборах, поскольку законы ЛНР не предусматривают политических партий как таковых". К тому же, по его словам, предложение допустить их до выборов "цинично", ведь "они (партии) предлагали уничтожать людей на Донбассе".
Беженцы, уехавшие из-за войны в Россию, должны, как считает Дейнего, "голосовать в РФ через украинские консульства". Для тех же людей, которые ушли на "незанятые" (ЛНР и ДНР) территории, Дейнего назвал практически непреодолимые препятствия. "Тот, кто уехал, может голосовать, но только по старому месту жительства, а не через открепление", - считает он. В свою очередь, тот, кто вернется, не сможет, по словам Дейнего, "сразу выдвинуть свою кандидатуру" - ему "придется не только доказать свою принадлежность к этой территории декларативно, но и посредством свой деятельности на ней в небольшой временной промежуток до выборов".
Что же касается СМИ, журналисты "могут писать все, что хотят", заявил собеседник Шуллера, но для "их присутствия на заседаниях избиркома, равно как для наблюдения за подсчетом результатов, будет необходима аккредитация местных властей". Украинские же каналы, которые "эмоционально призывали к агрессии против мирных жителей", по словам Дейнего, "могут приезжать на свой страх и риск".
"Мы не дадим аккредитации определенным интернет-сайтам. А вот серьезным СМИ мы, как правило, не отказываем", - сказал он. Также, передает корреспондент, во время предвыборной кампании на Донбассе будет отключена трансляция определенных украинских телеканалов. "Только часть из них будет работать, поскольку эфир большинства украинских ТВ-каналов действительно разжигает войну", - заметил он. То же самое относится и к российскому каналу "Дождь". Для всех остальных российских телеканалов ограничений не будет.
А вот в вопросе безопасности для кандидатов, избирателей и СМИ Дейнего, кажется, готов пойти на уступки украинским требованиям допустить на Донбасс международную вооруженную полицию, отмечает автор. Дейнего сказал, что "присутствие международных сил вместе с нашей милицией помогло бы исключать перегибы нашей милиции". На вопрос, смогут ли полицейские миссии ООН или ОБСЕ иметь при себе оружие, Дейнего заявил, что "это зависит от желания ОБСЕ". "Мы готовы обсудить это с ними", - добавил он.
Между тем эксперты отмечают, что эта сравнительно примирительная позиция Дейнего несколько противоречит взглядам Москвы и отличается от куда более жесткой линии, которой придерживаются власти ДНР. "Глава" соседней самопровозглашенной республики Александр Захарченко не так давно заявил, что "любой вооруженный сотрудник ОБСЕ, который осмелится появиться на территории республики, будет застрелен", пишет автор.