Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 марта 2000 г.

Алэн Перру | Le Temps

Эпическая опера Прокофьева "Война и Мир" - гимн Великой России

Опера Бастиль нашла применение своим возможностям: "Война и Мир" Прокофьева с 72 участниками, 4-часовым действием и патриотическими акцентами. Последнее всеобщего ободрения не вызвало, - пишет газета.

Абстрагируясь от роскошного спектакля в постановке Франчески Замбелло, возникает вопрос о значении самого произведения, о том, что оперное искусство не вырвано из контекста наших современных проблем.

В ту эпоху опера соперничала с кинематографом в стране, где искусство было поставлено на службу государству. Опера Прокофьева "Война и Мир" с ее 72 участниками, патриотическими хорами и 4-часовым представлением стала эпическим произведением. И сценической пропагандой. Но сегодня, когда кинематограф одержал решительную победу, и оперное искусство, кажется, утратило связь с современностью, постановка этого произведения, созданного на основе романа Толстого, походит на побег в прошлое. Обманчивая наружность, как ее назвали в Опера де Пари.

В этой версии спектакля принимают участие 43 певца, которым поручено исполнение 59 ролей. Рекордные цифры, реклама на телевидении, интерес публики.

Декорации к спектаклю готовил Джон Макфарлейн. В первом действии на фоне неоклассических колонн разворачиваются сцены из жизни российской аристократии, которой дела нет до событий, происходящих в Европе.

Во втором действии, посвященным батальным сценам, слышится грохот барабанов и гром орудийных залпов армии Наполеона.

Можно было бы подумать, что за этим разгулом эффектных постановочных решений индивидуальные особенности исполнителей могут отойти на второй план. Но ничего подобного. Роли великолепно распределены между звездами оперного искусства (потрясающая Елена Образцова), известными певцами (партию Курагина исполняет Стефан Маргита, партию Элен - Елена Заремба, партию Кутузова - Анатолий Кочерга) и многочисленными новыми талантливыми исполнителями: в роли чувственной Наташи - Ольга Гурякова, изысканного Андрея - Натан Гунн и мечущегося Безухова - Роберт Брубакер. Дирижирует спектаклем Гари Бертини. Впечатляющее действо, в котором, однако, главенствует качество, а не вдохновение.

Прокофьев приступил к написанию оперы в 1941 году. В то время он уже жил в Советском Союзе. Эта историческая фреска оказалась полезной для мобилизации патриотических чувств: Наполеон ассоциировался с кайзером-захватчиком, а маршал Кутузов, спаситель Великой России, воспринимался как отражение Сталина. Это, вместе с тем, не помешало советским властям воспрепятствовать постановке оперы после окончания войны.

При создании этого произведения Прокофьев воспользовался принципами "социалистической" музыки, т.е. главенство мелодии и простота ритмов. Следует также обратить внимание на содержание произведения: через описание переживаний отдельных персонажей Толстой изобразил коллективную судьбу, и в опере эта патриотическая идея становится ведущей.

"Нас вел генерал, народ защитил Великую Россию, враг уничтожен. Слава нашей священной Родине, слава нашей армии", поет хор. Эти слова неприятно диссонируют с нынешней ситуацией. Именно они стали причиной импровизированного выступления нескольких демонстрантов, которым каким-то образом удалось проникнуть в фойе Опера Бастиль: "Положить конец массовым убийствам в Чечне!", - скандировали они.

Таким образом, опера, как любая другая форма искусства, не может играть роль невинной девушки в политике. Вторжение большой истории в маленькую (ту, что рассказывает Толстой) не щадит даже величественные крепости нашего западного безразличия.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru