Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 марта 2004 г.

Мари Дежевски | The Independent

Россия приоткрывает завесу над ядерными секретами, скрывающимися в березовых лесах

В глубине сосновых лесов спрятан город Саров, который некогда был настолько засекречен, что не обозначался на картах. Долгие годы отрицалось само существование этого ядерного центра, официальное название которого было Арзамас-16.

Но теперь крупные предприятия, где избранные российские ученые, подчиняясь приказам Сталина, разработали ядерную бомбу для СССР, что положило конец кратковременной ядерной монополии США, постепенно начинают демонстрировать с гордостью.

В числе этих ученых был Андрей Сахаров, который впоследствии стал политическим диссидентом и борцом за демократические свободы. "Да, именно здесь он начал свою политическую деятельность", - говорит Радий Илькаев, глава ядерного научно-исследовательского центра. "Как ни парадоксально, но даже в сталинские времена здесь была либеральная атмосфера".

Во время этого визита западных журналистов, возможно первого в истории города, он сказал репортерам, что Сахаров, его бывший коллега, был "исключительной личностью и блестящим ученым и изобретателем". Портрет Сахарова помещен на почетном месте в музее ядерного центра, а на доме, где он работал в рамках сталинской программы по разработке оружия, висит дощечка с его фамилией.

Частью программы реформ города стало его переименование, теперь он носит милое название Саров. Так назывался город, первоначально расположенный на этом месте и сформировавшийся вокруг монастырского комплекса XVIII века, посвященного одному из самых почитаемых в России святых. Более полувека назад военный исследовательский центр поглотил этот город.

Среди тех, кто посещал город в прошлом, - Спенсер Абрахам, министр энергетики США и Мухаммед аль-Барадеи, генеральный директор МАГАТЭ.

В наши дни центр разработок вооружения и монастырский комплекс, восстановленный и освященный Русской православной церковью, странным образом сосуществуют. Настоятель монастыря отец Герман, говорит: "Возможно, епархия помогает ученым справляться с их работой. Если они защищают семью или Родину, то, согласно Библии, в том, что они делают, нет ничего плохого. Многие ученые приходят а церковь".

Во время нашего визита на территорию комплекса нам раздали стандартные бланки, расписавшись на которых мы удостоверяли, что у нас нет при себе оружия, мобильных телефонов, наркотиков, камер или других приспособлений. Один из охранников сказал, что даже телохранитель Спенсера Абрахама сдал свое оружие.

Попасть в Саров нелегко: гражданину России, чтобы получить разрешение, нужно по меньшей мере три недели, а иностранцу может потребоваться шесть месяцев. Только президент Путин и его окружение могут беспрепятственно проникать на эту территорию. Журналистам здесь не рады.

Хотя холодная война позади, подъезжая к Сарову, невольно с дрожью вспоминаешь эти времена. Город расположен в двух с половиной часах езды вдоль бесконечных сугробов и березовых лесов от Нижнего Новгорода, ближайшего крупного города. Кругом колючая проволока и предупреждающие знаки.

Внутри центра та небольшая часть, которую нам демонстрируют, - это чистенький городок в советском стиле. Как и во всех современных русских городах, там много западной рекламы и обшарпанных магазинов.

Появляются новые многоквартирные дома, которые заметно превосходят по качеству и архитектуре старые постройки. Почти закончено строительство нового театра. Начальник охраны, который выполняет для нас роль проводника, произносит стандартные тексты, характерные для советской эпохи, о том, какие прекрасные возможности предоставляются в закрытых городах для учебы и отдыха.

Не было и нет причин в этом сомневаться. Ученые, занимающиеся разработкой оружия, в особенности ядерного, всегда представляли собой элиту, и в свое время им давали все самое лучшее. Но после падения Советского Союза лучшее уже невозможно было гарантировать, к тому же в сравнении с тем множеством товаров, которые стали доступны в России, стало очевидно, что то "лучшее" было не таким уж и хорошим.

Недостаточно хорошим, как опасались правительства стран Запада, чтобы представители цвета российской науки продолжали удовлетворяться своими привилегированными клетками, когда все яснее и яснее становилось то, что это именно клетки.

Чтобы снизить вероятность того, что обедневшие российские ученые станут продавать свои знания тому, кто больше заплатит, возможно незаконно, было разработано несколько проектов, призванных удерживать в определенных рамках ученых, их разработки и материалы. Многие из этих проектов финансировались за счет средств правительств Англии и США, а некоторые - за счет Джорджа Сороса, известного филантропа.

Илькаев с неохотой говорит о том, что улучшения в этом закрытом научном городке производятся на западные деньги. Зато он подчеркивает, что ученые могут свободно заключать коммерческие контракты, что в работе находится несколько крупных проектов, в том числе проекты, связанные с лазерными технологиями и изготовлением ювелирных изделий из бриллиантов.

Он особенно хотел обратить наше внимание на то, что Россия действует в полном соответствии с международными законами.

За весь тяжелый период 1990-х, говорит он, "мы не потеряли ни одного значительного ученого. Нам удалось сохранить всех своих людей, оборудование и технологии. Мы не допустили распространения информации о ядерном оружии".

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru