Грабежи, похищения людей, контрабанда: власть передана чеченцам, но население страдает так же, как и раньше. Боевики продолжают наносить удары.
Ключевое слово - "чеченизация": метод, при помощи которого Москва пытается ограничить потери на Кавказе. Это прямое следствие "нормализации обстановки в Чечне": референдум, новая конституция, избрание Ахмада Кадырова на пост президента. В действительности нормальными, наряду с коррупцией, воровством, террором, стали нечеловеческие страдания населения.
Из миллиарда долларов, выделенных в 2004 году федеральным бюджетом на восстановление Чечни, 70% исчезли без следа. Большая часть исчезнувших денег, по словам председателя Счетной платы Сергея Степашина, даже не уходили из Московских банков, они просто-напросто перешли на счета определенных строительных компаний, контролируемых чеченцами. Таким образом, в то время, как безработица на Кавказе достигает 75%, московские чеченцы покупают себе квартиры за 100-150 тысяч долларов.
Между тем в Грозном террор продолжает нарастать, его жертвами становятся безоружные граждане. После нормализации, насилие достигло устрашающих масштабов. В прошлом году, говорится в докладе оперативного регионального командования, "были задержаны 1500 человек, подозревавшихся в принадлежности к бандформированиям, были ликвидированы 335 боевиков, арестованы 75 человек, находившихся в розыске. Было конфисковано свыше 3 тысяч единиц стрелкового оружия, свыше миллиона боеприпасов и 4,5 тонны взрывчатых веществ".
В докладе, однако, ничего не говорится о похищениях людей, самом страшном бедствии, сотрясающем Кавказ. Это настоящий кошмар: сейчас уже невозможно понять, кем на самом деле являются похитители, кто жертвы похищений, каковы причины похищения. Фактом остается то, что каждый день появляются люди в масках и камуфляже, и непременно кто-то пропадает. С начала года бесследно пропали более ста человек.
Рамазан Кадыров, сын президента, имеет в своем подчинении 2-3 тысячи человек, самый настоящий эскадрон смерти. Кто угодно может стать их жертвой, в первую очередь те, кто может составить конкуренцию Кадыровым в контроле над фондами, выделяемыми Москвой Чечне. Возникает ощущение, что Москва отдала республику в руки клана Кадыровых.
Успехи по борьбе с преступностью были достигнуты лишь в сфере экономических правонарушений. Число раскрытых преступлений "возросло на 30%". Среди них свыше 300 связаны с контрабандой энергетических продуктов и 70 - с присвоением государственных денег. И все это потому, что российские власти решили покончить с незаконной добычей нефти: средства от контрабанды нефтепродуктов, говорится в докладе, "идут на финансирование незаконных вооруженных формирований".
Были выявлены и закрыты 4200 нелегальных нефтеперерабатывающих установок, арестовано свыше 1000 автоцистерн, конфисковано более 9 тысяч тонн нефти на общую сумму свыше 37 млн рублей.
Между тем Грозный переживает настоящую катастрофу: вода продается по рублю за ведро, мусор не вывозится, лифты не работают. Город живет без телефонов: общественных телефонов всего семь, но мало кто отважится пользоваться ими: они установлены в тех местах, где почти каждый день имеют место перестрелки. Больницы функционируют, но там постоянные проблемы с водой и отоплением. "Инкубаторы" для новорожденных отапливаются дровяной печкой. Дети рождаются с воспалением легких. 90% всех детей больны.
А в рядах чеченских повстанцев, предоставленных самим себе после 11 сентября 2001 года, отмечается большое число исламских фундаменталистов. Боевики объединены в 80 группировок, насчитывающих в общей сложности до 1500 человек. Их позиции особенно сильны в горных районах, но они регулярно наносят удары и в Грозном, где проводится до 25% всех операций боевиков.