Соединенные Штаты, судя по всему, допустили большой промах в ходе разведывательной деятельности в отношении северокорейской ядерной программы, который мог усугубить напряжение в отношениях с Пхеньяном и вынудить Ким Чен Ира ускорить осуществление ядерных испытаний, состоявшихся в октябре, сообщают представители разведки и администрации Буша.
Этот промах не связан с технологиями изготовления бомбы на основе плутония, которую использовала Корея в своих испытаниях и, судя по всему, разрабатывала в течение нескольких десятилетий. Скорее это имеет отношение к заключению, содержащемуся в отчете ЦРУ конгрессу в ноябре 2002 года, что Северная Корея параллельно занимается программой по обогащению урана для получения сырья, с помощью которого "с середины десятилетия" можно было начать производить две и более единиц ядерного вооружения в год.
Это побудило США отрезать Пхеньяну поставки нефти, на что Северная Корея отреагировала изгнанием международных инспекторов по вооружению и интенсификацией программы по разработке плутониевой бомбы.
Однако теперь многие офицеры разведки усомнились, что в Северной Корее существовала жизнеспособная программа по обогащению урана, и представители администрации начали задумываться - не справились ли бы они с северокорейским кризисом лучше, если бы не торопились вставать на путь конфронтации.
Во вторник ветеран разведки Джозеф Детрани сказал сенатской комиссии по делам ЕС, что уверенность правительства в существовании программы была "уверенностью среднего уровня", что означает, что информация не была полностью подтверждена и некоторые представители разведки придерживались других взглядов.
В среду глава национальной разведки раскрыл содержание засекреченного ответа по Северной Корее, в котором говорилось: "Степень их продвижения в сфере обогащения урана остается неизвестной".
Неправительственные эксперты по вооружениям, включая Дэвида Кея и Дэвида Олбрайта - являющихся ветеранами разведывательного фиаско в Ираке, - воспринимают такие заявления как начало полного отступления и признания того, что ЦРУ и другие агентства поторопились с выводами, основанными на недостаточных уликах.
"Обнаруженные улики не подтверждали такого умозаключения, - говорит Олбрайт, в настоящий момент являющийся президентом частного Института науки и международной безопасности в Вашингтоне. - Они сделали слишком далеко идущие выводы".
Такое экстраполирование основывалось, главным образом, на убедительных, на первый взгляд, свидетельствах того, что Северная Корея приобрела 20 центрифуг для производства обогащенного урана у Абдула Кадир Хана, "отца" пакистанской атомной бомбы, в 2000 году. Когда стало известно, что Северная Корея также приобретает алюминиевые трубки - родные сестры тех алюминиевых трубок, о которых говорили в связи с иракской (несуществующей) ядерной программой, - ЦРУ и администрация Буша сочли это аналогичным захвату на месте преступления. Это окончательно убедило их, что программа по обогащению урана существует и идет полным ходом.
Олбрайт говорит, что алюминиевые трубки были относительно непрочные и не подходили для массового производства центрифуг для программы вооружения.
Те трубки, которые приобретала Северная Корея, были "очень легко доступны и не подвергались контролю" международных экспортных агентств, потому что рассматривались как сравнительно безобидные.
Таким образом, наиболее точной оценкой сейчас кажется то, что амбиции Северной Кореи были приостановлены из-за недостатка сырья. "Администрация, судя по всему, приняла весьма дорогостоящее решение, результатом которого стало усиление ядерной программы Северной Кореи, - сказал сенатор Джек Рид, представитель комиссии. - Если это было связано со смешением амбиций Северной Кореи и ее достижений, то это важно".
Этот очевидный промах, вероятно, возобновит вопросы о надежности политического перекоса американской разведки, которые всплыли после вторжения в Ирак в 2003 году, когда не было обнаружено никаких следов программы по изготовлению биологического, химического или ядерного оружия, угрозу существования которых администрация Буша использовала в качества оправдания для развязывания войны.
Похожие дебаты относительно разведки в связи с вооружением разрастаются вокруг Ирана, по мере того, как администрация Буша повышает градус риторики против Тегерана, а демократический конгресс беспокоится, что Буш планирует начать новую войну на Ближнем Востоке.
Случай Северной Кореи отличается, не в последнюю очередь потому, что тут сама администрация пытается дать задний ход. Это может быть связано с тем, что Северная Корея согласилась допустить на ядерные предприятия инспекторов. Администрация Буша, возможно, предпочитает посеять сомнения относительно своей оценки сейчас, чем столкнуться с неловкой ситуацией позднее.