Во всем мире Андрея Лугового считают убийцей бывшего агента Александра Литвиненко, умершего мучительной смертью от отравления радиоактивным полонием. Луговой живет в Москве и из гостиницы руководит конгломератом компаний
О том, что здесь расположена фирма Андрея Лугового (41 год), говорит лишь небольшая блестящая медная табличка. Она прикреплена к массивной темной стальной двери на первом этаже московской гостиницы Radisson. Звонка на ней нет, сначала нужно связаться по телефону с Луговым, после чего дверь откроет его секретарь Ангелина. Он является владельцем нескольких компаний, занимается торговлей спиртными напитками и бизнесом в области безопасности.
1 ноября 2006 года он и его партнер по бизнесу 42-летний Дмитрий Ковтун встречались в баре лондонского отеля Millenium с бывшим офицером ФСБ Александром Литвиненко. В этот день и в этом баре Литвиненко, по всей видимости, и был отравлен радиоактивным полонием-210, который был подмешан в его чай.
Луговой, который раньше тоже являлся агентом российских спецслужб, готов дать интервью. Улыбаясь, он сидит за своим рабочим столом, на нем красный свитер, а на лице трехдневная щетина. На стенах развешаны фотографии, на одной из которых можно увидеть хозяина кабинета в компании с бывшим премьер-министром Егором Гайдаром, на другой он стоит рядом с олигархом Борисом Березовским, телохранителем которого он некогда работал. На столе, за которым сидит Луговой, лежит выпуск лондонской The Guardian, в одной из статей которой сообщается о том, что Скотланд-Ярд разоблачил его как убийцу Литвиненко.
- Во всем мире о вас говорят как о предполагаемом убийце.
- Я узнал об этом из газет и был вне себя.
- Значит, это все-таки не вы отравили Литвиненко?
- Конечно, нет. И британские власти не предъявляли мне лично подобного обвинения. Во время всех многочасовых допросов постоянно делался упор на то, что я являюсь не подозреваемым, а свидетелем.
- А что вы сделали, когда прочли, что власти Великобритании якобы будут требовать вашей выдачи?
- Мы нашли в интернете телефон Скотланд-Ярда, позвонили туда и попросили к телефону агента, который занимается расследованием. Это некий Филипп Батс. Когда он взял трубку, я сказал: "Говорит Андрей Луговой. Мне кажется, вы хотели бы со мной поговорить. Итак, что будем делать, товарищ Батс? Мне прилететь к вам или вы приедете ко мне?" Сначала на том конце провода воцарилось молчание, потом он сказал, что перезвонит. Но он этого не сделал.
- Но вы же не будете отрицать, что вы и ваш партнер по бизнесу Ковтун оставили за собой полониевый след, который протянулся от Москвы до Англии, захватив и Гамбург. А также тот факт, что практически во всех местах в Лондоне, где вы побывали, обнаружены радиоактивные следы.
- Я этого и не отрицаю. И несмотря на это, я не убивал Литвиненко. Я сам в ноябре впервые услышал о том, что это такое, этот полоний.
- И у вас нет никаких мыслей по поводу того, каким образом вы могли оставить эти следы?
- Нет, почему, мысли есть. Но я не стану говорить об этом с прессой. Я рассказал об этом подробно российским и британским следователям, я не хочу чинить препятствий их расследованию.
- В ваш организм, в организм вашей жены и троих ваших детей также попал полоний. Как они себя чувствуют?
- Отлично. Мы все чувствуем себя прекрасно.
- А ваш партнер Дмитрий Ковтун?
- Спросите его самого, он сидит по соседству.
- Насколько сильным было облучение?
- Это информация также является тайной следствия. Я подписался под условием о ее неразглашении. Но могу вас заверить, что опасности не существует.
- Один из самых известных перебежчиков из бывших агентов КГБ Олег Гордиевский, также проживающий сегодня в Лондоне, недавно сказал, что не понимает того переполоха, который вызвала ваше предполагаемая вина, вы же, по его словам, все равно скоро должны умереть от радиоактивного отравления. Цинично, не правда ли?
- Этот человек предатель, которому в Советском Союзе угрожала бы смертная казнь. Тот бред, который несут подобные люди, я не стану комментировать.
- Давайте еще раз остановимся на той встрече 1 ноября 2006 года в баре отеля Millenium, в котором был отравлен Литвиненко. На ней присутствовали вы, Ковтун и еще один бывший агент, ваш знакомый Вячеслав Соколенко. Он также входит в число подозреваемых.
- Соколенко пришел только тогда, когда мы уже ушли из бара. Кроме того, с Литвиненко поздоровался и мой сын, который также был на этой встрече. Мы спешили, поскольку хотели еще поприсутствовать на матче между "Арсеналом" и московским ЦСКА.
- А как насчет мужчины с азиатской внешностью, о котором сообщала Times?
- Он якобы летел на одном самолете с Ковтуном по поддельному европейскому паспорту из Гамбурга до английского аэропорта Heathrow. Но, во-первых, Дмитрий прилетел один, а во-вторых, его самолет приземлился не в аэропорту Heathrow, а в Gatwik. А тот факт, что на борту самолета были еще какие-то азиаты, конечно, исключить нельзя.
- Когда вы в последний раз разговаривали с Литвиненко?
- Когда он уже находился в больнице. До этого мы договаривались в ноябре встретиться в Испании. Я позвонил ему и сказал: "Я слышал, они тебя отравили". Он ответил "да", а также то, что он уверен, что это был Марио Скарамелла.
- Итальянский эксперт по спецслужбам, который встречался с Литвиненко 1 ноября в суши-баре.
- Да.
- Ваш хороший знакомый и бывший деловой партнер Борис Березовский утверждал в одном из интервью, что Литвиненко признался ему незадолго до смерти, что его отравил Андрей Луговой, то есть вы.
- Когда я об этом услышал, я сразу позвонил Березовскому.
- Вы злились на него?
- Отнюдь. У нас произошел довольно конструктивный разговор. Он длился около получаса. Но о чем именно мы говорили, я не стану рассказывать.
- Вы хотите сказать, что вы это просто проглотили?
- Березовский уверил меня, что это не его личное мнение, а он просто передал то, что сказал ему Литвиненко. Я вижу это так: Березовский - политический беженец, и время от времени он должен напоминать об этом, говоря о чем-то публично.
- В России его обвиняют в присвоении государственных средств на сумму в 600 млн долларов. Некоторые депутаты Госдумы уже потребовали обменять его на вас.
- Подобные требования - всего лишь глупая пропаганда. Законы не допускают выдачи.
- А откуда вы знаете Литвиненко?
- Впервые я встретился с ним примерно лет 10 назад в бизнес-клубе "ЛогоВАЗа" в Москве, где он достаточно часто появлялся вместе с Березовским. В то время я возглавлял службу безопасности телеканала ОРТ, акционером которого был Березовский. На самом деле, тогда мы с Литвиненко обменялись лишь приветствиями, а в конце попрощались. Нас просто познакомили и все. И только после его отъезда в Англию, в 2005 году он мне позвонил и спросил, занимаюсь ли я по-прежнему бизнесом, связанным с безопасностью. Когда я приехал в Лондон, он познакомил меня с людьми, которые хотели инвестировать в российский бизнес. Он также этим занимался.
- Литвиненко находился под покровительством Березовского. В качестве благодарности за то, что в 1999 году он спас его от предполагаемого покушения агентов ФСБ, Березовский купил ему дом, оплачивал его расходы и дал ему работу. Какое впечатление сложилось у вас от отношений между этими людьми?
- Могу сказать одно: Литвиненко был обижен на Березовского летом 2006 года. Тот недавно его уволил и сократил сумму, выплачиваемую Литвиненко, с 5000 фунтов до 1500.
- Российская прокуратура придерживается версии, что заказчиком убийства был именно Березовский.
- Существует много версий относительно тех, кто стоит за этим преступлением. Но о той, которой придерживаюсь я, я вам не скажу.
- Согласно одной из версий, ФСБ хотела отомстить предателю Литвиненко. Вы тоже были агентом.
- Но я относился не к ФСБ, а к ФСО, и был сотрудником личной охраны президента.
- То есть входили в элиту. Были русским агентом 007.
- Элита - да, но не агентом 007. Джеймс Бонд - шпион, он убивает людей, а моей работой было защищать жизни. Я не знаю, почему люди считают, что я замешан в грязных историях спецслужб. Как будто кто-то мог просто отдать мне приказ: так, ты сейчас летишь в Лондон, отравляешь Литвиненко и возвращаешься обратно.
- Ваша фотография не сходит с первых полос газет и журналов. Как изменилась ваша жизнь?
- Со мной часто заговаривают на улице, в ресторане или в ночном клубе. Недавно я неделю катался на лыжах на Кавказе, там люди тайно меня фотографировали и выставляли эти фотографии в интернете. Но реакция все-таки позитивная. "Россия на твоей стороне", - говорят мне люди. Иногда даже подходят девушки и просят автограф. Хуже обстоят дела моей семьи. Моя 20-летняя дочь учится в Швейцарии. Недавно она мне рассказала, что один из ее преподавателей, англичанин, в последнее время странно на нее смотрит.
- Собираетесь ли вы предпринимать что-то в связи с тем, что весь мир видит в вас убийцу Литвиненко?
- Я подключил крупную адвокатскую контору для того, чтобы наконец узнать, какую официальную позицию занимают британские власти. Поскольку до сих пор я не узнал о решении Скотланд-Ярда, ко мне в руки не попал ни один документ. Я считаю, никого нельзя обвинять до тех пор, пока вина не будет окончательно доказана.