Прошлым летом в результате совместной операции ЦРУ и грузинских властей была предотвращена попытка российского гражданина продать на черном рынке оружейный уран. Это событие, известие о котором распространилось лишь в январе, стало последним в ряду тревожных инцидентов, которые напоминают нам о серьезной опасности ядерного терроризма.
Для создания атомного оружия террористам нужно получать материалы, находящиеся в руках государства. Национальные правительства не стремятся сотрудничать с террористами, опасаясь мести со стороны жертв подобных атак и их союзников. Однако отдельные ученые, генералы и прочие лица могут через преступные сети поставлять ядерное оружие тем, кто заплатит больше. Для борьбы с этой опасностью необходимо объявить незаконную передачу радиоактивных материалов преступлением против человечности, подпадающим под юрисдикцию международных трибуналов и национальных судов любой страны.
У нынешних попыток уничтожить черный рынок ядерных материалов есть ахиллесова пята - некоторые государства отказываются сотрудничать и даже защищают преступников. Например, Абдул Кадир Хан, "отец пакистанской бомбы", с комфортом живет под домашним арестом. Представителям США не добились даже разрешения допросить его. Пакистанское правительство слишком опасается вызвать возмущение жестокими мерами против национального героя. В общей сложности из нескольких десятков человек, которых подозревали в причастности к его преступной сети, были осуждены лишь трое.
В годы холодной войны США использовали сдерживание, чтобы не допустить Армагеддона. Советский Союз понимал, что агрессия, даже с применением обычных сил, обойдется слишком дорого. Эта старая мудрость порождает новую надежду: США должны активно сдерживать людей, распространяющих радиоактивные материалы, показав, что цена подобных действий неприемлемо высока.
Причисление передачи радиоактивных материалов к преступлениям против человечности зафиксирует чудовищность данного преступления и значительно ужесточит наказание в случае поимки. Распространение ядерных материалов ставит под угрозу миллионы жизней, поэтому действия в этом направлении заслуживают оценки, сравнимой с оценкой геноцида и подобных преступлений. Табу на передачу радиоактивных материалов заставит отказаться от притворных заявлений о невиновности и избавит от иллюзий, будто у данного преступления нет жертв. Оно позволит заклеймить участников черного рынка и прочих организаторов подобной деятельности как торговцев смертью.
Приравнивание распространения радиоактивных материалов к преступлениям против человечности не только покажет всю опасность этих действий, но и усилит позиции обвинения, помешав национальным правительствам укрывать преступников.
Преступления против человечности относятся к юрисдикции Международного уголовного суда (МУС). Вопрос о включении в список этих преступлений распространения ядерных материалов будет рассмотрен судом в 2009 году. В случае принятия этой поправки МУС сможет предъявлять обвинения и судить подозреваемых в подобных действиях. Даже если США не присоединятся к МУС, они смогут через своих союзников обеспечить суд силами для исполнения решений, точно так же, как Буш поступил в Дарфуре.
Являясь предметом международного права, преступления против человечности подпадают под международную юрисдикцию. Это значит, что любая страна, включая Соединенные Штаты, может преследовать торговцев радиоактивными материалами по всему миру. Национальные правительства имеют право заявить об обязательности подобной юрисдикции для своих судов.
Наконец, Совет Безопасности ООН сможет в соответствии с главой VII Устава ООН принимать резолюции, назначающие расследование подобных случаев, или создавать особые трибуналы для суда над подозреваемыми в распространении радиоактивных материалов, которые будут дополнительной страховкой на случай, если действия преступника не подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда.
Эта инициатива приведет к тому, что международное право станет орудием обеспечения американской национальной безопасности, а не ограничением для нее. Не выполняющие эти требования страны больше не смогут служить надежными убежищами для преступников. Возможное наказание за передачу ядерных материалов превзойдет потенциальные выгоды, которые могут получить преступные сети. В этом многосторонний подход и международное право проявят себя с лучшей стороны: они станут эффективным орудием в обеспечении интересов Америки и всего мира.
Еще важнее то, что это единственный путь решения существующей проблемы. Нынешний статус-кво, при котором защита безопасности США поручается недемократическим государствам, которые и должны наказать преступников, оказался несостоятельным. После Холокоста была подписана конвенция о предупреждении геноцида. В этот раз нужно действовать, не дожидаясь подобного повода.