Дыхание "арабской весны" вырвалось за пределы арабского мира, всколыхнув весь мусульманский мир и взбудоражив немусульманские страны Азии и Африки, а также Россию и Китай, пишет Le Temps.
Реакция иранских властей на события в арабском мире оказалась крайне двусмысленной, отмечает издание. "На словах Исламская Республика поддерживает восстания арабских народов, свидетельствующие, по ее мнению, об "усилении исламистских течений", фиаско Соединенных Штатов и "полном поражении сионистов". В то же время режим подвергает репрессиям всех тех, кто выдвигает в Иране те же требования, что и арабские народы", - пишет газета. На самом деле Тегеран очень встревожен событиями в соседних арабских странах, во-первых, потому что они могут послужить примером для иранцев, а во-вторых, потому, что аналогичные события в Сирии могут в один миг уничтожить политические, финансовые и военные достижения Тегерана в отношениях с Сирией, "Хамасом" и "Хизбаллой".
Россия, парадоксальным образом затронутая арабскими событиями, имеет множество причин интересоваться происходящим в арабском мире, убеждены авторы статьи. Первая причина - присутствие ислама в России и возможность революционного заражения мусульманских республик. Вторая - ситуация в среднеазиатских странах, где действуют близкие к Москве авторитарные и коррумпированные режимы, поразительно похожие на режимы некоторых арабских стран. Кроме того, Россия активно экспортирует оружие в такие страны, как Ливия и Иран, и беспокоится за будущее этих поставок. Отсюда, полагают авторы публикации, попытки России интерпретировать арабские революции как "цветные революции", организованные извне.
Что касается Китая, пекинские власти обеспокоены, как бы арабские восстания не стали примером для внутренних протестов, так как многие требования манифестантов в Тунисе и Каире вполне актуальны и для Китая. События в арабском мире случились в крайне неблагоприятное для китайских властей время: в 2012 году к власти должно прийти новое поколение руководителей; этот процесс всегда проходит очень сложно из-за соперничества различных фракций КПК. Во внешнеполитическом плане протестное движение напрямую затрагивает китайские интересы, продолжает издание. Из Ливии были массово эвакуированы китайские рабочие, а возможность распространения восстаний на Иран поставит под угрозу всю инвестиционно-энергетическую политику Китая, основанную на связях с авторитарными режимами. Кроме того, демократические устремления арабских народов поставят под сомнение традиционную тактику Китая, представляющего демократическое движение как "западное детище" и критикующего его с позиций различия культур. Китайский режим таким образом рискует предстать архаичным и устаревшим. Впрочем, отмечает издание, у китайских властей есть сильные карты, в первую очередь, экономические успехи страны. Пекин может пустить их в ход, чтобы не допустить протестов. Тем не менее, властям все равно придется столкнуться с новыми вызовами, справиться с которыми будет непросто, полагают авторы статьи.