Относительно выборов в России сейчас есть лишь два неразрешенных вопроса, замечает в своей статье в The Christian Science Monitor Ариэль Коэн, научный сотрудник Heritage Foundation (Вашингтон). "В первом или во втором туре победит Путин? Насколько масштабными будут акции протеста после выборов?" - формулирует вопросы автор.
Исход выборов ясен, но будущее России - нет, считает Коэн. Если Путин не решит серьезные проблемы страны, возможен застой или кровавое восстание.
Фактически Путин идет на четвертый срок, поскольку его третьим сроком был президентский срок Медведева, полагает Коэн.
По мнению автора, ограниченность сырьевой экономики очевидна, но Путин и Медведев пренебрегают "важнейшим софтом современного государства" - заботой о надлежащем государственном управлении, верховенстве закона, эффективности госаппарата и личных свободах. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в инфраструктуру, Путин "противопоставляет себя Западу и арабскому миру из-за Сирии и Ирана и объявляет о программе перевооружения армии за 700 млрд долларов", называет своих оппонентов шакалами и т.п. "Тем временем кумовской капитализм и централизация власти сохраняются в непоколебимом виде", - говорится в статье.
Чтобы не превратиться в "Брежнева 2.0", "Путин 4.0" должен заняться модернизацией и инфраструктурой, развить интеграцию России в мировую экономику. "Но первый необходимый шаг - провести президентские выборы в духе прозрачности. В воскресенье главную роль сыграет процесс, а не его результат", - пишет автор.
Затем Путину придется провести системные реформы на основе участия граждан в политической жизни. Для борьбы с коррупцией Путину следует отказаться от жесткого контроля над СМИ.
"Международный бизнес дорого расплачивается за жесткие методы Кремля", - полагает автор. Он рекомендует американским конгрессменам принять Закон Магнитского, который станет юридическим инструментом для воздействия на Россию в связи с коррупцией и нарушениями прав человека. "Западным лидерам также следует потребовать освобождения Ходорковского и других политзаключенных", - считает автор.
Перед "Путиным 4.0" стоит нелегкий выбор: его инстинкты офицера КГБ требуют ужесточить давление, но ради процветания России нужны свобода и реформы.