В отношениях Европы с Белоруссией на этой неделе произошел серьезный поворот в худшую сторону, пишет Йорг Форбриг, директор "Фонда поддержки демократии в Белоруссии" при German Marshall Fund, на страницах The New York Times.
"Евросоюз отозвал всех своих послов после того, как Минск показал на дверь послам ЕС и Польши в знак протеста против новых санкций в отношении руководства страны", - напоминает автор. Последние события выявили нервозность и уязвимость Александра Лукашенко. В то же время Европа, похоже, решительна как никогда, и теперь у нее появилась редкая возможность усилить свое давление, говорится в статье.
Ныне Лукашенко рискнул полным разрывом отношений с Европой в ответ на относительно мягкий запрет и замораживание активов двух десятков своих сторонников.
"Многие в Белоруссии и за границей недоумевают, что заставило Лукашенко пойти в наступление, - комментирует Форбриг. - Некоторые говорят о его нерациональности, которая в прошлом нередко сбивала с толку его оппонентов и помогала ему взять верх. Другие видят сознательную попытку оттолкнуть Европу сейчас, чтобы добиться уступок позже. Некоторые усмотрели в этом демонстрацию преданности Владимиру Путину. Какова бы ни была причина, Европа должна воспользоваться возможностью, которую предоставил Лукашенко", - уверен автор.
Во-первых, быстрая и единодушная реакция ЕС, заключавшаяся в отзыве всех своих послов, должна была удивить Лукашенко. В прошлом он с успехом играл европейскими государствами и их экономическими интересами, сталкивая их между собой, чтобы избежать их совместных решений - например, санкций против Белоруссии, говорится в статье.
Во-вторых, Лукашенко утратил один из последних рычагов давления на ЕС. Ранее он мог ожидать нормализации политических отношений и, возможно, некоторой помощи Запада в ответ на освобождение политзаключенных. Теперь дальнейшее сближение может быть связано лишь с отходом Лукашенко от власти, считает Форбриг.
В-третьих, Европа давно и тщетно пыталась выразить недовольство нарушениями прав человека при Лукашенко с помощью эффективных мер против режима. До сих пор ее санкции имели лишь символическое значение. Ссора этой недели должна быть использована, чтобы ввести разумные и действенные экономические санкции против лиц и компаний, финансирующих режим.
Лукашенко может принять ответные меры, признает автор, но призывает ЕС действовать решительно в пользу демократии в этой стране.