Кремль все больше говорит о внутренних врагах, создавая вольную армию мстителей, которые считают, что действуют на благо страны, не дожидаясь инструкций. Немцов попал во все интернет-списки "врагов России", а Кремль уже мутит воду, назвав его убийство "провокацией" и вбросив ряд "колоритных" версий, пишут СМИ. Каспаров винит в трагедии "путинскую культуру страха и смерти". Явлинский также называет Немцова "жертвой более масштабной войны", которая "уродует российское общество".
В пятницу вечером лидер российской оппозиции Борис Немцов в радиоэфире призвал сограждан выйти на протестную акцию против политики президента Путина. В тот же вечер его застрелили, напоминает на страницах The New York Times Юлия Йоффе.
"Прошло много лет с той поры, когда Немцов, восходящая звезда на политическом небосклоне ельцинской эры, был знаменосцем западного либерализма. Иногда он производил впечатление дурашливого бонвивана. Но он был очень умен, остроумен, добр и вездесущ. Когда я жила в Москве в бытность корреспондентом, - пишет Йоффе, - он всегда был рад поболтать за бесконечными рюмками коньяка. Кроме того, он был мощным, энергичным критиком Путина, нападал на него на всех возможных площадках, постоянно публиковал доклады о роскошном стиле жизни президента, коррупции, стоявшей за Олимпиадой в Сочи, и на другие подобные темы".
После убийства Путин выразил соболезнования матери Немцова и бросил на расследование дела чуть ли не все МВД, говорится в статье. "Но мы можем быть уверены, что расследование ровно ни к чему не приведет. В лучшем случае к суду будет привлечен какой-нибудь дурачок, предполагаемый исполнительно", - считает Йоффе. Кремль уже "мутит воду". Пресс-секретарь Путина назвал убийство Немцова "провокацией", а затем заявил, что за убийством не стояли политические мотивы.
Перечислив теории, изложенные телеканалом Lifenews, и другие версии типа исламистского следа, автор замечает, что никого из московских либералов они не убеждают. Внешняя и внутренняя политика Путина, то, что он назвал оппозицию "пятая колонна" и "национал-предатели", а ТВ нагнетает националистический раж, создает определенную атмосферу. "Сегодня бешеный национализм поглотил почти всю страну, и уже неясно, может ли Путин его контролировать", - говорится в статье.
"В подобной атмосфере возможно все, - сказал политтехнолог Глеб Павловский. - Это атмосфера Веймарской республики. Никаких пределов больше нет".
Еще относительно недавно оппозиционеры знали, что рискуют, но не жизнью. Правительство преимущественно оттесняло их на обочину, точно городских сумасшедших, пишет Йоффе. Ситуация начала меняться с арестами демонстрантов летом 2012 года. Приговор Навальному в 2013-м году стал шоком: его расценили как предостережение в адрес оппозиции. Убийство Немцова довело это предостережение до логического конца, говорится в статье.
"Владимир Путин фактически начал и закончил расследование в момент, когда тело Бориса Немцова еще не остыло, - он назвал это убийство "провокацией", - пишет в статье для The Wall Street Journal Гарри Каспаров. "Этот искусный термин используется, чтобы намекнуть: враги российского президента убивают друг друга, чтобы пристыдить бесстыжего", - продолжает автор.
Немцов "был страстным критиком войны Путина на Украине и заканчивал доклад о присутствии российских военных в разгромленном Донбассе - а это пункт, который Кремль скрывает, не жалея никаких сил".
Каспаров считает, что Путин "несет прямую ответственность за создание условий, в которых вопиющие события происходят со столь ужасающей частотой". По его мнению, Путин стал открыто поддерживать самые репрессивные, реакционные и кровожадные элементы, создал "культуру смерти и страха", дабы удержать власть.
"Возможно, мы никогда не узнаем, кто убил Бориса Немцова. Но мы знаем: чем быстрее уйдет президент Путин, тем больше шансов избежать хаоса и насилия, которых боялся Борис", - заключает Каспаров.
"В субботу Кремль прибег к излюбленному в России двусмысленному высказыванию, чтобы объяснить убийство одного из своих самых рьяных критиков", - пишет корреспондент Time Саймон Шустер. Использование Путиным термина "провокация" призвано напомнить среднестатистическому зрителю государственного телевидения о невидимой руке врагов России, при этом намекнув: если Кремль спровоцировать, это может оправдать его непредсказуемую реакцию, полагает журналист.
Следственный комитет в своем заявлении предложил целый ряд колоритных версий, предположив, что за убийством мог стоять кто угодно, от исламистов до "весьма радикальных", но неопределенных сил с Украины, говорится в статье.
"Но следователи не упомянули людей, очевидно заинтересованных в том, чтобы заставить Немцова замолчать, - государственных чиновников, которых он восстановил против себя многолетними кампаниями против коррупции", - рассуждает Шустер. Следователи, по сути дела, исключили даже малейшую возможность того, что за убийством могли стоять сторонники президента, говорится в статье.
"Критика Немцовым путинской России оценена самым ужасным образом", - пишет обозреватель The Bloomberg View Леонид Бершидский..
Бершидский вспоминает, что впервые встретил Немцова в 1992 году, когда тот был губернатором Нижнего Новгорода: "Блестящий молодой физик, он пытался осуществлять на практике принципы либеральной экономики в мрачном советском промышленном городе. Он был похож на политика из голливудского фильма, перенесенного в российскую глубинку".
"Он был популярен - его реформы сделали регион одним из самых привлекательных для иностранных инвестиций - и Ельцин это заметил", - говорится в статье. Ельцин готовил его к высшему посту, хотя его энтузиазм иссяк, и в 1999 году он выбрал преемником Путина.
"У меня есть серьезные сомнения, что смерть Немцова усилит антипутинское протестное движение, - рассуждает автор статьи. - Оно слишком слабо, чтобы представлять какую-то угрозу". "И все же я не могу не размышлять о том, какой была бы моя страна, если бы Ельцин сделал другой выбор в 1999 году", - пишет Бершидский (россиянин, заявивший о своей эмиграции в 2014 году. - Прим. ред.)
Трагическая гибель Немцова стала следствием событий, происходивших "во всей России и на территории бывшего СССР" в последний год, пишет в The Financial Times Григорий Явлинский. "Кремлем была создана концепция "русского мира", который не имеет четких границ и охватывает весь постсоветский мир... Противники этой схемы, включая Немцова, отважились назвать вещи своими именами", заявив, что в действительности речь идет об "аннексии, агрессии и братоубийственной войне".
По мнению Явлинского, "трагизм убийства Немцова в том, что оно ясно показало: война относится не только к внешней политике - она представляет собой серьезную внутриполитическую проблему России, которая уродует ее общество".
"Европейское будущее представляет собой единственно возможную стратегию развития всего постсоветского мира", - убежден политик. Он рекомендует ЕС сделать ядром новой политики в отношении России и постсоветского пространства поощрение решительного отрицания войны и логики "русского мира". "Это движение должно противодействовать нынешней тактике ненависти, ксенофобии, национализма и разобщения", - говорится в статье.
Убийство Немцова, пишет в International New York Times журналистка Маша Гессен, знаменует начало очередного нового и пугающего периода российской истории. "Кремль недавно создал вольную армию мстителей, которые считают, что действуют на благо страны, не получая никаких четких инструкций. Хотя Немцову недоставало политического веса, он по логике был первой мишенью для этой зловещей силы", - говорится в статье.
Немцов одним из первых в политическом истеблишменте забил тревогу по поводу характера путинского режима, но много лет никого не интересовали его заявления. Россияне, казалось, слишком хорошо жили, чтобы задумываться о качестве госуправления. Когда же в декабре 2011-го начались протесты, Немцов обнаружил, что его воспринимают как старого ворчуна. И все же, когда протесты забуксовали, Немцов не отступался. Он был одним из главных организаторов марша, запланированного на 1 марта, отмечает Гессен.
"Верно, что эта деятельность вряд ли угрожала власти Путина, но Немцов попал во все интернет-списки "врагов России", распространяемые сторонниками Кремля", - говорится в статье.
После возвращения Путина на президентский пост Кремль все больше сосредотачивается на внутренних врагах. Две недели назад новое движение "Антимайдан" провело марш, где призывало к насилию против "пятой колонны".
Немцов был застрелен на мосту прямо у Кремля. "Сигнал был четким: людей будут убивать именем Кремля, в местах, отлично видимых из Кремля, на фоне Кремля только за то, что они осмеливаются выступать против Кремля", - подытоживает журналистка.