Вторжение противоречивой фигуры в израильскую политику. Российский магнат хочет стать мэром Иерусалима. Его кампания заключается в деятельности в социальной сфере и финансировании местной футбольной команды, имеющей самый большой бюджет среди всех команд израильской футбольной лиги
За деньги можно купить практически все. Аркадий Гайдамак, эксцентричный еврей-мультимиллионер украинского происхождения, в понедельник объявивший о намерении стать мэром Иерусалима, заявил о себе в конце 2006 года, устроив роскошный новогодний праздник. Он зарезервировал отель "Хилтон" в Тель-Авиве и украсил его дикими орхидеями и тюльпанами, чтобы угодить тысяче приглашенных, среди которых кого только не было - от моделей и раввинов до политиков уровня бывшего премьер-министра Беньямина Нетаньяху. Не хватало только звезд, чтобы привлечь внимание прессы, которого заслуживает вакханалия стоимостью 1,5 млн евро: певца Энрике Иглесиаса и его жены, теннисистки Анны Курниковой.
Взлет 54-летнего Гайдамака был стремителен. Он приехал в Израиль всего 7 лет назад, скрываясь от французского правосудия, и с тех пор посвятил себя, по словам колумниста Haaretz Узи Бензимана, "покупке сердец страдающего народа" и созданию "общественного положения" с помощью чековой книжки. Его состояние, оцениваемое более чем в 1 млн евро и распределенное между московской биржей, торговлей бриллиантами и различными нефтяными сибирскими компаниями, ему это позволяло.
Базовые инстинкты
Поначалу он апеллировал к базовым инстинктам израильтян. Он купил разорившийся футбольный столичный клуб "Бейтар", связанный с правыми ультранационалистами, и выделил ему самый большой бюджет лиги. Потом он занялся покупкой радиостанции 99.0 FM, как и в Москве, где ему принадлежит радиостанция "Бизнес FM" и газета "Московские новости". "Народ услышит Синатру или "Биттлз" и подумает: "Это радио Гайдамака", - самодовольно утверждал он недавно.
Впоследствии он взращивал свой общественный и политический имидж, ловко латая прорехи в социальной политике израильского государства. В разгар войны в Ливане он эвакуировал 6 тыс. жителей северных областей Израиля и за собственный счет разместил их в двух лагерях на средиземноморском побережье. Подобный филантропический жест стоил ему 10 млн евро. Спустя несколько месяцев он отправил 2 тыс. жителей Сдерота, постоянной цели палестинских ракет "Кассам", на недельные каникулы в шикарный отель на Красном море.
"Гайдамак из клоуна в глазах прессы превратился в главную политическую фигуру русской общины наряду с Авигдором Либерманом", - объяснил политолог Зеев Ханим. Такую ситуацию нельзя недооценивать, принимая в расчет, что израильтяне российского происхождения составляют не менее одной пятой населения Израиля.
Однако для многих этот амбициозный гражданин Кейн, путешествующий по всему миру в качестве представителя правительства Анголы, имеющий три паспорта - французский, израильский и канадский, просто строит законный рай. Франция, где он прожил почти 30 лет, разыскивает его по обвинениям в уклонении от уплаты налогов, отмывании денег и незаконной продаже оружия Анголе. Французский судья в прошлом месяце решил судить его заочно в связи с его причастностью к скандалу "анголагейт".
Израиль, где против него также ведется расследование, отказывается экстрадировать Гайдамака, традиционно следуя своей политике предоставления убежища евреям, преследуемым иностранным правосудием. В аналогичной ситуации находятся такие олигархи, как Леонид Невзлин, Владимир Дубов, Михаил Брудно, экстрадиции которых тщетно добивается Россия. Дело еще и в том, что один Гайдамак приносит государственной казне доход в 2,5 млн долларов в год, пишет газета "Едиот Ахронот".
Голоса для Нетаньяху
Теперь этот человек, живший в Израиле всего несколько месяцев в 1970-х годах и даже не говорящий на публике на иврите, заявляет о желании выдвинуть свою кандидатуру в мэры Иерусалима. Другая альтернатива для него - заняться своей недавно созданной партией "Социальная справедливость", призванной с помощью социально-экономических обещаний привлечь избирателей на сторону его союзника Нетаньяху. И - почему бы и нет? - раздобыть для себя депутатскую неприкосновенность.
Десант Гайдамака не вызвал особых споров в стране, где 85% населения считают местных политиков продажными, а против каждого третьего депутата ведется расследование. Как писала аналитик Лили Галили, "Проблема с вхождением Гайдамака в политику заключается в том самом факте, который больше не воспринимается как проблема". Гайдамак это понимает. "Я ничуть не сомневаюсь, что весь город проголосует за меня", - сказал он в интервью "Едиот Ахронот".