Недавно ученые выяснили, что утки и гусыни некоторых видов благодаря эволюции обзавелись весьма остроумными анатомическими особенностями: их половые органы устроены так, что попытки нежеланного совокупления оказываются безуспешными.
У некоторых видов диких птиц - например, у крякв - самцы имеют дурную привычку "насиловать" самок. Кстати, лишь у 3% всех существующих видов птиц самец имеет достаточно массивный пенис, чтобы вводить его в вагину самки даже если она сопротивляется. К этому меньшинству и относятся кряквы, а также некоторые другие представители пернатых.
И вот, осуществив самое дотошное на данный момент исследование строения половых органов уток и гусынь, ученые установили, что у них развились специальные анатомические приспособления для отражения нежеланных приставаний.
Тим Беркхед из Шеффилдского университета (Великобритания) и его коллеги, изучив вагины и пенисы 16 видов пернатой дичи, обнаружили: чем длиннее и замысловатее половой орган самца, тем длиннее и замысловатее соответствующий орган у самки.
Вход воспрещен
У некоторых видов вагины имеют спиральные каналы, искривляющиеся в противоположном направлении относительно пениса. Это, разумеется, препятствует спариванию. У других имеются аж целых восемь тупиковых полостей, которые предотвращают оплодотворение, захватывая нежеланную сперму. Важно, что эти анатомические особенности были обнаружены только у видов, известных принудительным спариванием. У всех других видов половые органы самцов и самок устроены без изысков.
"Устройства поражают своим остроумием: это же надо - направить сперму не туда или вообще воспрепятствовать пенетрации", - восхищается Беркхед.
По его словам, эти анатомические особенности свидетельствуют об эволюционной "гонке вооружений" между полами - борьбе за контроль над репродуктивными процессами. Если у самца в ходе эволюции пенис удлиняется и приобретает более изощренную форму для облегчения насильственного совокупления, самки берут реванш, развивая у себя анатомические особенности, которые мешают самцам-насильникам.
"Исследование доказывает, что самки не пассивны: они не покоряются судьбе, когда ими пытаются пользоваться самцы с массивными пенисами", - заключает Беркхед.