Если верить Владимиру Путину, то в России все должно оставаться таким, как есть, пишет австрийская Die Presse. России "не нужны эксперименты, основанные на неоправданном либерализме и социальной демагогии", цитирует издание российского премьера.
Автор статьи Эдуард Штайнер, в отличие от многих других комментаторов, не рассуждает на тему, что такое "неоправданный либерализм", однако отмечает, что "спустя двадцать лет после распада СССР готовность россиян к либерализму минимальна". Он объясняет это тем, что для большинства 90-е годы стали не символом свободы и конкуренции, а социальным срывом с низкими зарплатами и непомерной инфляцией, за что, как они считают, надо "благодарить" либералов-реформаторов. Но какова бы ни была истинная причина, "факт остается фактом: спрос на патернализм в России выше, чем на либеральное общественное устройство или экономику".
Страх перед переменами, говорится далее в статье, свойственен также власть имущим. И, тем не менее, они берут на вооружение либеральную экономическую риторику. Правда, дальше разговоров дело, как правило, не идет. "Очевидно, не только власти, но и большинство россиян считают государственный капитализм наиболее уместной эволюционной моделью", - приводит издание слова Сергея Гуриева, ректора Российской экономической школы.
Однако именно население больше всего страдает от дискредитации либеральных ценностей. Поскольку во многих отраслях конкуренция ограничена, цены высокие, поясняет Гуриев. А на коррупцию и теракты народ реагирует призывом к сильной руке и большему вмешательству государства.
Это вполне согласуется с мнением Путина, считает Штайнер, однако российская стабильность все больше оборачивается стагнацией. Рост экономики в 3-4,5% не может быть базой для модернизации, говорит министр финансов Алексей Кудрин. Рост менее 3% означает для России стагнацию. Министерство экономики прогнозирует на этот год экономический рост в 4,2%, на будущий - 3,5%.