В понедельник из печати вышла книга "Суровые меры" ("Hard Measures"), написанная сотрудником ЦРУ Хосе Родригесом. Она в очередной раз вызвала к жизни дискуссию о границах допустимого в борьбе с терроризмом, пишет рецензент The Los Angeles Times. Особенно болезненно эта тема воспринимается в странах Восточной Европы. "Жители Восточной Европы щепетильно относятся к применению пыток и других грубых методов, потому что имеют опыт тоталитарных режимов, которые по произволу подвергали своих оппонентов арестам и мучениям", - констатирует Кэрол Уильямс.
Родригес в деталях описывает применение к подозреваемым в терроризме таких методик допроса, как имитация утопления, удержание в стрессовой позе и запугивание, и оправдывает эту практику. Разведчик признает, что "ошибки были", но в общем и целом считает допросы с пристрастием необходимыми. Он также подтверждает, что распорядился уничтожить видеозаписи, на которых запечатлены истязания главарей "Аль-Каиды", однако подчеркивает, что сделал это не для того, чтобы ликвидировать улики против американских агентов, а чтобы предотвратить попадание "безобразных изображений" в руки экстремистов и попытки отомстить, говорится в статье.
The Los Angeles Times отмечает, что точку зрения Родригеса разделяют и некоторые американские правоведы, в частности Джефф Эддикотт, эксперт по антитеррористическому законодательству из Университета Св. Марии (Сан-Антонио). По его мнению, "примененная нами методика имитации утопления не противоречит Конвенции против пыток, запрещающей причинение сильной боли или психологических страданий". Сенаторы-демократы поспешили опровергнуть высказанное в книге Родригеса мнение, что жесткие методики допроса стали одной из предпосылок уничтожения Усамы бен Ладена.
По данным автора статьи, в странах Восточной Европы существует заинтересованность в привлечении к ответственности тех, кто позволил американцам организовать на их территории секретные тюрьмы. Так, против бывшего главы польской разведки Збигнева Сементковского выдвинуты обвинения в превышении должностных полномочий. Вместе с тем власти Литвы прекратили проверку информации о секретных тюрьмы ЦРУ на своей территории и были за это раскритикованы Европарламентом, а румынские чиновники, как рассказала глава профильной спецкомиссии Элен Флотр, "даже не стали рассматривать заявления о пособничестве пыткам".