На этой неделе у президента Владимира Путина спросили его мнение по поводу недавнего ужесточения Западом санкций в отношении России в связи с ее политикой на Украине. Ответ российского лидера был довольно воинственным. По его словам, правительство РФ предлагает "ответные шаги". Президент, правда, надеется, что "до них не дойдет", тем не менее "подумать о том, кто и как работает в Российской Федерации, в ключевых отраслях российской экономики, в том числе в энергетике, стоит". Эта угроза иностранным компаниям, пишет обозреватель немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Беньямин Трибе, отлично вписывается в нарастающую националистическую и протекционистскую риторику. В последнее время нередко можно услышать предложения вроде национализации иностранных предприятий или запрета "Макдональдсов" в России.
Однако деловой мир, рассказывает журналист, раздражен этим ответом, причем сильно. Путин, как говорится далее, "не хочет осознать того, что своей державной политикой он ставит под угрозу экономическое будущее страны, загоняет ее в изоляцию и заставляет делать опасный шаг назад". А ведь за каждый шаг, сделанный не в направлении экономического обновления, России придется платить цену. При этом экономические перспективы России были не особо завидны еще до начала кризиса на Украине. Теперь же Россия, отмечает журналист, и вовсе является "страной потерянных возможностей".
Так, одним из примеров слабости российской экономики является продолжающееся отгораживание российского рынка от остального мира с помощью пошлин на импортные товары и запретов на импорт по якобы санитарным соображениям - несмотря на вступление России в ВТО в 2012 году. ЕС, недовольный российским утилизационным сбором на новые автомобили, подал соответствующий иск в ВТО, однако Москва восприняла его в качестве злонамеренного шага и заявила о возмездии.
В настоящее время России приходится ввозить большое количество товаров из-за границы, в том числе половину продуктов питания. Российские производители, даже если они и есть, не могут предложить конкурентоспособную продукцию. Тем не менее, российские власти часто говорят, что если иностранные компании из-за санкций будут сокращать свой бизнес в России, то они "вправе это сделать". За этим, уверен журналист, скрывается "заблуждение, что российские компании останутся привлекательными для зарубежных компаний несмотря ни на что".
На самом деле, добавляет Frankfurter Allgemeine, все окажется совершенно по-другому. Большую роль для иностранной компании, собирающейся открыть собственное производство в России, будет играть "слаборазвитая сеть поставщиков, нехватка квалифицированного персонала, некачественная инфраструктура вдали от центров и большая стоимость производства из-за бюрократии и коррупции". Небольшие технические улучшения, которые все же имели место, похвальны, но их недостаточно. "По этой причине в российском рынке вплоть до настоящего времени были заинтересованы лишь крупные диверсифицированные иностранные компании".