В преддверии второго тура президентских выборов во Франции СМИ анализируют позиции кандидатов. "Национальный фронт" приведет нас к авторитарной постдемократии Путина, Орбана и Эрдогана, но и Макрон не предложил нового экономического, социального, политического пути", - предостерегает французский социолог Эдгар Морен. Макрон занимается эквилибристикой по вопросу России, обращает внимание WSJ.
"Президентские выборы во Франции обнажили тот факт, что избирателей устраивают кандидаты, тесно приближенные к Владимиру Путину", - утверждает обозреватель The Wall Street Journal Джон Винокур. Французские морские пехотинцы завершили развертывание в составе "сторожевых сил" НАТО в Эстонии, оберегающих от российского вторжения, и это "похвальный шаг со стороны НАТО, но неудобная тема для обоих кандидатов - Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен", считает автор.
"То, что г-жа Ле Пен молчит об этом развертывании, разоблачает пустопорожность ее призывов к выходу Франции из НАТО и ее лояльность Путину. Ле Пен опасается, что ее обвинят в предательстве 300 морпехов, так что она не может объявить их миссию бесплодной затеей или милитаристской провокацией перед лицом сотен тысяч российских солдат. Ле Пен не осмеливается заявить, что, став президентом, выведет своих морпехов из Эстонии", - говорится в статье.
В свою очередь, Макрон "не решается охарактеризовать агрессию Москвы в Европе как опасную и неотложную проблему", ведь, "судя по голосованию в первом туре, французы предпочитают игнорировать российскую агрессию", говорится в статье.
"Три кандидата, которым нравится Путин" (в эту категорию обозреватель включает Ле Пен, Фийона и Меланшона) набрали в первом туре 61,09%, тогда как Макрон и Амон - 30,37%. "Соотношение 60 на 30 указывает как на бессознательный антиамериканизм, так и на восхищение во Франции тем, как Путин использует силу", - пишет Винокур.
"На прошлой неделе Макрон показался невротиком-примиренцем, - замечает автор: - слово "Россия" не фигурировало в заявлении его штаба, что компьютеры штаба взломала Pawn Storm - группировка, которая, по заключению американских чиновников, действует при поддержке российского государства".
Кроме того, Макрон не поддержал госсекретаря США и министра иностранных дел Франции, когда те осуждали роль России в Сирии.
Если Макрон хочет, чтобы во всем мире его считали олицетворением гордости и взаимодействия, он должен проявить себя как более сильный политик, пишет автор и рекомендует ему, если он станет президентом, посетить французских морпехов на базе в Эстонии.
"Возможно, еще возникают вопросы о том, стояла ли Россия за хакерскими атаками на компьютеры одного из кандидатов или осуществляла скрытое вмешательство во французскую политику каким-то другим способом. Но председатель Комитета по разведке Сената США Ричард Бёрр, скорее всего, был прав, когда заявил, что русские активно вмешиваются в выборы во Франции. Эффективны ли российские попытки, это другое дело", - пишет редакция The New York Times.
"Если Россия на самом деле осуществляет хакерские операции с целью повлиять на исход выборов во Франции, то французские власти имеют полное право принять серьезные меры. И соцсети должны постараться проверить сомнительный контент. Но в конце концов лучшей защитой от российского вмешательства является демонстрация его сути. И, если президентские выборы в США хоть чему-то учат, то самым большим эффектом от российского вмешательства было создание новых проблем для самого Кремля", - говорится в статье.
В интервью Le Monde французский социолог и философ Эдгар Морен заявил, что необходимо выходить за пределы бесплодного противопоставления глобализма и национализма. "Речь идет о том, чтобы защитить открытость страны перед лицом Европы и всего мира", - сказал он.
"Я очень верю в восстановительные свойства в недрах гражданского общества, которые пробуждают бурное кипение в различных слоях. Если они объединяются в союз, то образуют политическую силу", - отметил Морен.
"Национальный фронт" больше позиционирует себя как настоящая правая партия, но также как партия народа, противостоящая паразитическим и эгоистичным элитам, символичным представителем которых выставляется Макрон - как будто его роль сводится лишь к банковской деятельности", - указал Морен.
"Марин Ле Пен отныне занимает положение вне левых и правых, всячески соединяя их в одно целое. Макрон вышел за предел этого "вне"; он его развил и повел свою битву во имя всего народа. Его молодость и динамизм являются козырной картой: они символизируют обновление и оживление за пределами прогнившей политической системы. В то время как Марин Ле Пен возвеличивает Францию, которая закрывается, отгораживаясь от своих врагов, он возвеличивает Францию как живую и открытую историческую сущность. В некотором смысле это "мягкий" голлизм", - полагает философ.
"США и Россия увеличивают свой ядерный арсенал. Трамп и Ким - это не Кеннеди и Хрущев, которые сумели избежать ядерного конфликта. Организация "Исламское государство"* готовит теракты повсюду, в том числе у нас", - указал собеседник издания. "Политика Макрона сильнее нуждается в размышлении об этом мире, поскольку она желает открытости; политика закрытости Марин Ле Пен в таковом не нуждается, поскольку для нее внешний мир - это угрозы (глобализация, Европа, заграница, иммигранты), а решение - зацикленность на себе", - рассуждает эксперт.
"Наконец, союз французов, к которому стремится Макрон, заставляет приходить к осознанию мультикультурной реальности нашего государства, где к провинциальной культуре исконно неоднородных народов присоединилась культура иммигрантского происхождения и произошел симбиоз, в результате которого возникла великая национальная культура. Нужно вписать в конституцию положение о том, что "Франция является единой и мультикультурной республикой", - убежден Морен.
"Мы знаем тот путь, к которому нас приведет "Национальный фронт". Это авторитарная постдемократия Путина, Орбана, Эрдогана, прогрессирующая на континенте. Но на данный момент Макрон не предложил нового экономического, социального, политического пути", - предостерегает эксперт.
"Вполне возможно, что нео-Макрон, став президентом, превратится в Хуана Карлоса, которого назначил Франко, чтобы править как Франко, но который, получив власть, стал проводить демократические реформы", - отмечает Морен. Но "в любом случае, мы рискуем, эти выборы - прыжок в неизвестность". "Даже уклонение от голосования представляет собой пари. Осознание этого должно придать нам бдительности и помочь избежать многих иллюзий и разочарований", - подытожил Морен.
*"Исламское государство" (ИГИЛ) - террористическая организация, запрещенная в РФ.