Российский нефтяной магнат предлагает резервные поставки на тот случай, если Ближний Восток завернет свои краны.
Если на Ближнем Востоке вспыхнет пожар, США, Европа и значительная часть Азии будут вынуждены искать альтернативные источники энергии, чтобы восполнить дефицит. Можно продолжать разработки в штате Аляска, но там, по оценкам, залегает всего 8 млн. баррелей нефти, меньше 1% мировых запасов. Как насчет России?
Тридцативосьмилетний Михаил Ходорковский, глава "ЮКОСа", второй по величине российской нефтяной компании (объем продаж в 2000 году - $7,2 млрд.) пользуется большим интересом со стороны потенциальных западных клиентов. Россия располагает 50 млрд. баррелей нефтяных резервов. Это - 5% мировых запасов.
Ходорковский считает, что Россия может сыграть важную роль в том случае, если начнутся перебои с поставками ближневосточной нефти. Но это будет непросто.
FORBES GLOBAL: Может ли Россия заменить импорт нефти с Ближнего Востока на Запад?
Михаил Ходорковский: Россия экспортирует лишь 65% своей нефти. Единственный экономически оправданный способ транспортировки - супертанкеры. Для того чтобы возить российскую нефть в США, нужны глубоководные порты. Проблема в том, что у нас в России их нет. Есть две возможности: Сахалин, благоприятно расположенный для удовлетворения нефтяных потребностей Дальнего Востока, и находящийся недалеко от Венеции хорватский порт Омишаль. Есть также небольшие танкеры, которыми "Шеврон" пользуется в Черном море. На них можно возить нефть из Новороссийска через Черное море в США.
Как много может поставлять Россия?
Америка импортирует свыше 10 млн. баррелей нефти в день. Россия может поставлять 2 млн. баррелей в день. Если начнутся закупки, мы можем с каждым годом увеличивать объемы производства. Мы считаем, что российских нефтяных запасов хватит на 70 лет. Мое личное мнение состоит в том, что, начав прямо сейчас, Россия может осуществлять резервные поставки нефти в течение как минимум семи лет.
Но добыча российской нефти обходится дороже, чем добычи нефти в Северном Море и на Ближнем Востоке.
Количество добываемой нефти зависит от ее цены и технологии. Тем не менее, мы можем обеспечить мир резервными поставками. Наша проблема - транспорт и зимние условия. При цене в $30 за баррель резервы неограниченны. Если рынок выдерживает цену выше $20 за баррель, мы можем возить нефть в Америку. При $16 это теряет смысл (в настоящий момент цена равняется $20). К тому же, в России нефтяные компании жестко конкурируют друг с другом.
Как война с терроризмом повлияла на вашу компанию?
Бизнес почти не изменился, мы не начали продавать больше нефти. К сожалению, 11 сентября - это пример для террористов в моей стране. В Нью-Йорке погибло бы больше людей, если бы они не прошли заранее хорошую подготовку. Поэтому мы проводим специальную подготовку работников нефтяных мощностей с целью повышения безопасности.