Итак, придется ждать второго тура 21 ноября, чтобы узнать имя нового президента Украины. В первом туре оба кандидата набрали примерно одинаковое количество голосов - около 40%. Единственное, что можно сейчас утверждать наверняка, это то, что, как выразился Джордж Брюс, который руководит 600 наблюдателями от ОБСЕ, "президентские выборы не соответствовали критериям Совета Европы" и явились "шагом назад по сравнению с выборами в парламент в 2002 году". То есть они не оправдали международных демократических ожиданий, зато полностью оправдали ожидания, которые были накануне выборов, когда то и дело ходили слухи о махинациях и запугивании прессы в пользу Януковича, питомца президента Кучмы и лидера пророссийского фронта.
В апреле прошлого года Янукович был инициатором присоединения Украины к так называемому "единому экономическому пространству" с Россией, Белоруссией и Казахстаном, а недавно, на встрече с прессой в Москве четко заявил о своей программе: статус второго государственного языка для русского языка, строительство новых транспортных путей (мост или туннель) между украинским Крымом и Россией, повышенная осторожность в подходе к НАТО ("Нельзя строить систему европейской безопасности без России") и к ЕС.
Премьера поддерживают помимо бывшей советской номенклатуры, превратившейся в демократов в 1991 году и по-прежнему возглавляемой Кучмой, жители восточных регионов и, главное, сеть руководителей и функционеров горнодобывающей отрасли, тяжелой промышленности и военного аппарата, которые размещаются в этой стране.
Ющенко, бывший председатель Центробанка, напротив, считается либералом в экономике, поборником быстрого сближения с Западом и его структурами (НАТО, ЕС, ВТО), реформатором-националистом, считающим приоритетной необходимость дистанцироваться от России. Его поддерживают главным образом в западных регионах страны и среди украинской диаспоры за рубежом. Его спонсоры в США и Канаде признались, что выделили десятки миллионов долларов на его избирательную компанию.
Борьба была довольно жестокой. И не случайно. Кто бы из двух ни победил, это будет первый президент, вышедший не из советской партийной школы. Как бы он себя ни повел, ему придется выбирать между более простым и стратегическим альянсом с Москвой и сложным, но выгодным альянсом с Западом. Третий путь вряд ли возможен, учитывая международную обстановку и отношения между Кремлем и Белым домом, и в конечном счете он отрицательно скажется (как уже и произошло) на потенциале этой 49-миллионной страны, которая была когда-то "житницей" Советского Союза.
Так что не удивительно, что Янукович играет "грязно", а Ющенко призывает к применению силы в случае очевидных махинаций. Оба они сражаются за себя, за получение контроля над страной. Но они сражаются еще и за третьих лиц, и, быть может, именно это делает их настолько свирепыми.