Любящий муж, отец двадцати детей (19 из которых умерли при родах), любовник герцогини Эльбской, Франсиско Гойя на самом деле был гомосексуалистом?
В Испании вышла книга, в которой утверждается, что у знаменитого художника были гомосексуальные отношения с его другом Мартином Cапатеро, которого он запечатлел на двух своих картинах.
Испанские искусствоведы не раз поднимали вопрос о сексуальных пристрастиях художника. В своей книге искусствовед Наташа Сесена упоминает о гомосексуальных наклонностях художника, которые просматриваются в его письмах к другу и зарисовках мужских половых органов.
"Мой Мартин...Я так хочу поехать с тобой, потому что я так тебя люблю, и мы так подходим друг другу. Никто не сравнится с тобой. Если бы мы могли быть вместе, охотиться, пить шоколад, это было бы величайшим счастьем в мире". Некоторые свои письма Гойя подписывал "Твой вновь и вновь, твой Пако Гойя" или "Тот, кто любит тебя больше, чем ты думаешь".
Эти письма были написаны в период расцвета творчества художника - между 1775-м и 1800 годами. После смерти Гойя в 1828 году цензура долгое время не разрешала публиковать эти письма. Очевидно, Гойя получал письма от своего друга в ответ, но письма Сапатеро не сохранились до наших дней.
Одно из писем художника заканчивается: "Тысячу раз тебя обнимаю", а затем художник написал: "Возьми то, что я не могу тебе дать" и вложил в письмо две зарисовки - мужских и женских половых органов. Письма буквально пронизаны "гомосексуальной эротикой", пишет Сесена.
Письма Гойя были обнародованы в 1980-х годах, но не получили большого внимания со стороны публики по причине их чрезмерной откровенности, грубых выражений и допущенных художником орфографических ошибок. Историки любили представлять художника совсем в другом свете - как джентльмена с утонченными манерами.
Гойя подружился с Сапатеро во время учебы в школе в Сарагосе. Позже художник женился и уехал в Мадрид. Сесена описывает Сапатеро как "аккуратного и педантичного холостяка, который всю жизнь хранил письма своего знаменитого друга".
Двое мужчин любили вместе поохотиться и разделить трапезу.
Новая книга разрушает имидж Гойи как семьянина. Его жена Жозефа Байе была в стороне от сексуальных интриг своего мужа, она много раз была беременна, и большинство ее детей умерли при родах.
Во время переписки с Сапатеро у Гойя был роман с красавицей из аристократической семьи Гаэтаной, герцогиней Эльбской. После смерти мужа Гаэтаны в 1797 году Гойя жил с Гаэтаной девять месяцев в ее поместье на Эльбе. Существует версия, что в это время Гаэтана стала моделью для картины Гойя "Обнаженная Маха", где впервые за всю историю живописи женщина была изображена с волосами на лобке.
Сесена описывает еще один эротический изыск Гойя - на его картине, изображающей испанскую королевскую семью, королева Мария Луиза держит за руку своего сына принца Франсиска, а другую руку положила на "возвышение фаллической формы".
Это может быть намеком на королевского министра, графа Мануэля Годоя, который был любовником королевы и возможно - отцом принца Франсиска. "Может, Гойя хотел сказать, что испанским троном управлял пенис Мануэля Годоя,", - предполагает Сесена. Граф Годой купил картины "Обнаженная Маха" и "Одетая Маха". По-видимому, граф положил глаз на Гаэтану. Когда Гаэтана умерла в 1802 году в возрасте 40 лет, ходили слухи, что ее из ревности отравила королева Мария.