Не для всех россиян очевидны чудовищные преступления "вождя народов", поясняют своим читателям мировые СМИ, рассказывая, что президент России в пятницу разместил в видеоблоге материал "Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах". Медведев снова несколько "отмежевался от Путина".
В пятницу российский президент Дмитрий Медведев посетовал, что многие россияне забыли ужас сталинских "чисток", а также призвал к созданию музейно-мемориальных центров, посвященным зверствам того времени, и к продолжению работ по поиску мест массовых захоронений, пишет The New York Times.
Как сообщает издание, эти комментарии Медведева появились в его видеоблоге в день, когда в России вспоминают о жертвах политических репрессий. Президент упомянул недавний социологический опрос, согласно которому 90% молодых россиян не смогли назвать ни одной фамилии известных людей, пострадавших или погибших в тот период.
"До сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями, - заявил Медведев и добавил: - Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправданий".
При Путине отношение россиян к Сталину стало заметно благосклоннее, чем раньше, продолжает автор статьи Эллен Барри. В одобренных правительством учебниках информация о репрессиях была "сбалансирована" похвалами его достижениям - в особенности победе над Гитлером. В то же время велась ожесточенная дискуссия с восточноевропейскими историками, которые представляли советские войска как оккупационные. В мае этого года Медведев распорядился создать комиссию по борьбе с "фальсификацией истории".
Россия задается вопросом: Сталин действительно был такой злодей? Связь страны с ее советским прошлым усиливается, пишет The Los Angeles Times. В приверженности советским символам автор статьи усматривает знак того, что страна так и не вышла из тени советской системы. Мир, возможно, счел, что Россия полностью отмежевалась от Советского Союза, но здесь, в России, где правительственные здания по-прежнему украшены серпом и молотом, довлеет чувство преемственности, пишет московский корреспондент издания.
"Те же врачи, учителя, строители и сталевары продолжают жить и работать в той же стране, и все было построено руками советского народа, - приводит журналистка слова писателя Михаила Веллера. - Государство меняется, но страна остается той же".
Сообщая о видеобращении Медведева, автор статьи называет его неожиданным отходом от общей тенденции для страны, которая видит диктатора Иосифа Сталина чуть ли не в позитивном свете. При этом Меган Стэк подчеркивает, что Медведев, который нередко в своих высказываниях смягчал жесткую позицию правящей элиты, политически слабее премьер-министра Владимира Путина, так что его более либеральные заявления не сильно меняют российский статус-кво.
Культ Сталина в России по-прежнему процветает. Многие связывают с его именем победу в Великой Отечественной войне, а также индустриализацию аграрной страны и испытывают ностальгию по сильной руке, которой диктатор наводил "порядок", пишет немецкая Die Welt. Поэтому заявление президента Медведева о том, что ничто из перечисленного не может являться "оправданием" убийства миллионов человек, "не есть нечто само собой разумеющееся".
Критика Сталина, говорится далее в статье, ныне представляет собой "непопулярный жанр в России". Тем достойнее однозначное высказывание Медведева, которым он ставит "мораль выше популизма, правду - выше политических расчетов" и в этом плане "отмежевывается от своего предшественника" Путина.