На этой неделе сотни ведущих американских кабельных каналов начинают транслировать рекламный ролик, снятый двумя еврейскими организациями, которые пытаются объяснить общественности страны позицию Израиля.
Американский еврейский комитет (AJC) и группа под названием "Israel 21C", объединяющая многих влиятельных предпринимателей из Силиконовой долины, решили оплатить телерекламу, отказавшись от традиционных методов проведения подобных кампаний - интервью и размещения информации в прессе.
Организаторы изменили и содержание кампании. Они говорят о близости Израиля и США, об альянсе двух стран и, самое главное, обращают внимание на тот факт, что Израиль, в отличие от его соседей, - демократическое государство.
В прошлом главной темой проводимых Израилем информационных кампаний был конфликт с палестинцами. Речь шла о том, кто развязал конфликт, что такое террор, что Израиль предлагает палестинцам, насколько важна безопасность и т.п. По данным опросов общественного мнения, американцы потеряли интерес к конфликту, они склонны занимать нейтральную позицию, не выясняя, кто прав. Выяснилось также, что американцы перестают считать Израиль демократическим государством, а потому разумнее делать акцент на том, что эта страна - демократия американского типа, а не приводить доказательства своей правоты.
Рекламные ролики очень похожи. Один из них начинается со слов: "Израиль - союзник США на Ближнем Востоке". Сначала зритель видит вращающийся глобус, потом эпизоды повседневной жизни израильтян. Титры объясняют, почему Израиль - союзник: "демократия", "уважение прав человека" (на фоне небоскребов и человека, сидящего за компьютером), "всеобщее избирательное право" (на экране - арабская женщина на выборах), "правительство, представляющее народ", "свобода вероисповедания, печати и слова". Последняя строка: "Америка и Израиль - общие ценности, общие взгляды". Второй ролик делает больший акцент на участии арабов и женщин в израильской политической системе.
Эти ролики очень не понравились Джеймсу Зогби, главе Комитета по борьбе с дискриминацией американских арабов. Он назвал рекламу "латентно расистской". По его мнению, в ней утверждается, что "израильтяне - такие же, как вы, американцы, а арабы - не такие". Он сказал, что делая акцент на различиях, Израиль усугубляет конфликт, препятствует мирному процессу.
Организаторы кампании сказали, что просто хотят познакомить американцев с Израилем, показать эту процветающую демократическую страну такой, какая она есть. Дэвид Харрис, глава AJC, назвал жалобы Зогби "вербальным обстрелом".
Кампания будет продолжаться до октября, в нее вложен один миллион долларов. AJC и организация Силиконой долины разделили расходы. AJC сказала, что эффективность будет оценена через месяц после начала кампании.
Еврейские организации уже планируют следующий этап телевизионной рекламной кампании в поддержку Израиля. Скорее всего, будет снят еще один ролик, "Израиль стремится к миру". В нем будет рассказываться о мирных усилиях страны, о плане разделения территорий, мирных договорах с Египтом и Иорданией, договоренностях, подписанных в Осло, переговорах в Кэмп Дэвиде.
Организаторы говорят, что им хотелось бы объяснить американским зрителям, что Израиль всегда пытался найти мирный выход. Кроме того, они призывают к смене палестинского лидера. Они хотят, чтобы Палестиной руководил человек, способный договориться с Израилем о мире, как это смогли сделать Садат в Каире и Хусейн в Аммане.