Самая укрепленная граница в мире сегодня станет местом судьбоносного события в дипломатических отношениях: президент Южной Кореи перейдет ее пешком, чтобы лично встретиться с главой Северной Кореи Ким Чен Иром, предпочитающим вести затворнический образ жизни.
Но Му Хен на автомобиле проделает недалекий путь от своей резиденции в Сеуле до демилитаризованной зоны - охраняемой вооруженными часовыми границы между двумя Кореями. Там он выйдет из лимузина и преодолеет 30 метров пешком через последнюю на планете линию фронта холодной войны.
С тех пор как 54 года тому назад в результате перемирия прекратились боевые действия на этом полуострове, лидеры северной и южной частей встречались лишь однажды. Сегодня - первый случай в истории, когда глава государства Южной Кореи пересекает границу по земле. Когда в 2000 году предшественник Но Му Хена совершил первый визит на север, он прилетел туда на самолете.
Вступив на территорию Северной Кореи, Но Му Хен окажется в непривычном мире. Сопровождающие президента повезут с собой в Пхеньян в кортеже из 300 машин горючее, средства связи, телевизионные антенны и другие необходимые вещи - этот факт заостряет внимание на дефиците энергоносителей и других лишениях, от которых страдают северокорейцы.
Вклад в историю Но как президента будет предопределен тем, кто именно встретит его в Пхеньяне. Синий дом (так именуется официальная резиденция главы Южной Кореи) сильно рискует, делая ставку на этот саммит. Если "любимый вождь" (Ким Чен Ир) не встретит Но сразу после его приезда или заставит гостя ждать более суток, это станет настоящим унижением.
Первый саммит, состоявшийся семь лет тому назад, проходил в атмосфере оптимизма. Ким Чен Ир встретил президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна прямо в пхеньянском аэропорту; переговоры в верхах, вызвавшие беспрецедентный интерес международного сообщества, начались со сдержанного рукопожатия, но завершились теплыми объятиями: лидеры трижды крепко обнялись, как медведи.
Помпезность, свойственная предыдущей встрече, сохранится и на этой, тогда как тепло почти улетучилось. По словам политических аналитиков, Но отчаянно стремится к тому, чтобы период его президентства вошел в историю как возрождение так называемой "политики солнечного света", которая давала слабую надежду на прогресс в отношениях разобщенных частей полуострова. Однако с 2000 года многое изменилось. Пхеньян провел испытание ядерного оружия и осуществил пробные пуски баллистических ракет. Сеул скрепя сердце был вынужден признать, что усилия по стимулированию совместного экономического роста - предполагавшие создание особой промышленной зоны и другие проекты - не возымели успеха.
Оба лидера мало чем восхищаются друг в друге. Но Му Хен представляет Ким Чен Ира как диктатора с ядерным оружием в руках, который держит коммунистическую страну под неослабевающим контролем. Политические аналитики отмечают: ни разрушительные наводнения и дефицит продуктов в стране, ни даже больное сердце (если верить слухам), по-видимому, не подрывают господство Ким Чен Ира. Глядя на юг, Ким Чен Ир видит руководителя, который вскоре сойдет со сцены, человека, который так и не завоевал уважения Северной Кореи, а теперь, в последние месяцы своего президентского срока, идет на риск, так как ему нужно добиться хоть каких-то подвижек.
Если Ким Чен Ир действительно выйдет к южнокорейскому президенту, это будет его первое появление перед иностранными журналистами со времен саммита 2000 года. Каждая деталь его облика будет пристально изучаться и анализироваться - от того, насколько задорно выглядит его знаменитая пышная прическа, до темпа его речи.
Признаки улучшения отношений
- Выступая на своей инаугурации в феврале 2003 года, президент Южной Кореи Но Му Хен сказал, что надеется принести обеим странам "мир и процветание".
- В том же году прошли двусторонние переговоры, в том числе между высшим командованием вооруженных сил двух стран. Обе стороны прекратили пропагандистские передачи, которые ранее юг адресовал северу и наоборот.
- В 2003 году завершилось строительство железной дороги для грузовых перевозок, связавшей обе Кореи между собой.
- Через несколько месяцев после саммита 2000 года Северная Корея одобрила проект строительства на своей территории так называемого Kaesong Park - промышленного центра, выполняющего заказы южнокорейских компаний.