Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 октября 2008 г.

Едина ли Германия - через 18 лет после своего объединения? На фоне фламандцев с валлонцами или чехов со словаками выходцы из Западной и Восточной Германии определенно выигрывают

Шеф "Штази" Эрих Мильке? Писатель. Канцлеры Конрад Аденауэр и Вилли Брандт? Политики из ГДР. Так или примерно так звучат ответы на вопросы сегодняшних 17-летних. Треть опрошенных не знает, кем были эти люди. Через 18 лет после объединения Германии.

Великое чудо воссоединения Германии уже давно стало историей. Маленькую диктатуру ГДР постигло забвение, а пробелы в знаниях у представителей молодого поколения единой Германии стали таким же обычным явлением, как пробелы в знаниях о событиях столетней давности. Можно сожалеть по этому поводу.

Единство Германии стало для нас чем-то само собой разумеющимся даже при том, что разговоры о (Берлинской) стене ведутся постоянно. Иногда достаточно одного только взгляда за границу: по сравнению с проживающими в Бельгии фламандцами и валлонцами или чехами и словаками, которые распрощались друг с другом после распада Восточного блока, выходцы из Западной и Восточной Германии - не разлей вода.

Единство стало будничным. Единообразием уровня жизни в нашей стране оно, однако, не стало. Зачем же тогда стали бы постоянно твердить о восстановлении Востока в канун празднования Дня германского единства?

Этот стакан наполовину полон или наполовину пуст? Удалось ли восстановить Восток или нет? Если здесь кто-то хотел, чтобы воплотилось обещание Гельмута Коля о "цветущих ландшафтах", того настигло разочарование. Если мерить по тогдашним сильно завышенным ожиданиям немцев из ГДР, которые судили по верхушке западногерманского общества, а не ориентировались - что было бы более разумным - на соседние Польшу и Чехию - тогда можно сказать, что предприятие под названием "восстановление Востока" пошло не так, как нужно.

Но если мерить по реальному состоянию переживавшей закат ГДР, если вспомнить о запущенных промышленных предприятиях, экономике, которая никогда не была конкурентоспособной, о зловонных реках, грязном воздухе и разрушавшихся городах - тогда, конечно, между Рудными горами и Балтийским морем с 1990 года произошло многое.

Реки стали чище, многие города снова расцвели. Тот, кто живет в Гёрлице, Дрездене, Потсдаме, Кведлинбурге, Эрфурте или Шверине, тот это знает. Больницы на Востоке стали более современными, чем на Западе. Улицы, автобаны, железнодорожная сеть были обновлены или реконструированы - сегодня в Рурской области рычание мотора можно услышать чаще, чем в Тюрингии или в Бранденбурге. Дрезден стал одним из самых важных центров по производству чипов в Европе. Автомобильная промышленность, металлургические предприятия, верфи на Балтийском море, туризм в земле Мекленбург - Передняя Померания, сельское хозяйство - можно перечислить целый ряд областей, которые отлично функционируют.

И тем не менее: несмотря на те 1,5 трлн евро, в которые Германии обошлось объединение, несмотря на вливания в размере 156 млрд евро, которые будут поступать еще до окончания срока действия Пакта солидарности II в 2019 году, в экономическом плане Восточная Германия не стоит на своих ногах. Уровень безработицы остается значительно выше, экономические производительные силы составляют лишь 67% от уровня Западной Германии. И даже если они постепенно будут расти, равновесия удастся достичь только через 320 лет.

Но иначе и не могло быть. "Возрожденная из руин" - текст государственного гимна ГДР лучше всего описывает то, где экономика Восточной Германии находилась в 1990 году. На нуле. По сути это было становление экономики с чистого листа. До сих пор экономика Востока сильно отличается от западной: ни один влиятельный концерн не разместил своего головного офиса на том берегу Эльбы, до сих пор ощущается нехватка тысяч компаний и предпринимателей, которые могли бы обеспечить работой. Восточные компании средней руки гораздо меньше своих западных аналогов. Тут просто мало того, что может пойти в рост. А политика не может основать фирму. Это должны делать другие. То есть нужно время, много времени.

Теперь при восстановлении Востока больше не до транжирства: трансферы медленно, но неуклонно с 2009 года будут снижаться. Власти земель Восточной Германии должны будут значительно сократить свои бюджеты.

А как же обещание сблизить уровень жизни? Здесь просто надо правильно сравнивать: Дрезден с Ганновером, Магдебург с Кайзерлауерном, Лаузиц с Баварским лесом. И Запад не был везде одинаково богат. И Восток теперь не везде одинаково беден.

При всех бесконечных внутригерманских расчетах следует вспомнить высказывание мудрого Рихарда Шредера: "Единство Германии стоит денег, а не крови". И об этом стоит задуматься - 18 лет спустя.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru