По мнению главы Военного комитета ЕС, кризис на Кавказе обострил необходимость обдумать стратегическую позицию Евросоюза
Как сделать так, чтобы Европейский союз присутствовал в сфере безопасности, до сих пор бывшей прерогативой отдельных государств и НАТО? Сейчас, когда Европейская миссия наблюдения за выполнением мирного соглашения в Грузии в среду начала работу, генерал Анри Бентежа в Брюсселе выступает за новый подход ЕС к вопросам политики безопасности и обороны. Его поддерживают министры обороны стран-членов ЕС, в среду и четверг проводящие встречу в Довиле.
- Некоторые сравнивают конфликт в Грузии с "новым 11 сентября" для международной безопасности. Вы согласны с такой точкой зрения?
- Стратегические последствия любого события можно оценить лишь спустя определенное время. В ближайшие недели все будет зависеть от Москвы. Соглашение об укреплении партнерства между Россией и Европейским союзом, переговоры по которому были приостановлены странами ЕС, все еще может быть подписано в Ницце 14 ноября. Важно понять, как мы можем воссоздать и восстановить условия для надежного и прочного партнерства с Россией. Поэтому такое сравнение пока преждевременно.
- И все-таки не являемся ли мы свидетелями возникновения двух антагонистических блоков: Россия против западных держав? Каждой империи - своя зона влияния:
- Откровенно говоря, я совершенно с этим не согласен. Я считаю, что понятие империи - это понятие XIX века, ненадолго сохранявшееся в XX веке. Но сегодня глобализация делает невозможными подобные мечты и отклонения. Единственным разумным законом в эпоху интернета является эффективный мультилатерализм, то есть мировой порядок, основанный на определенных правилах, именно так его понимает ЕС. Глобализация и новые коммуникационные технологии исключают безумные мечты прошлого века.
- Один из вызывающих наибольшее беспокойство стратегических вопросов, поднятых кавказским конфликтом, касается энергетической безопасности. Что с этим делать?
- Восстановление мощи российской державы - лишь один из фрагментов нового мирового стратегического пейзажа. Следует принимать в расчет и появление крупных новых игроков: Китай, Индия и некоторые другие, а также демографическую прогрессию и климатические изменения. Следствием этих факторов становится борьба за доступ к энергетическим ресурсам, сырью, сельскохозяйственной продукции и рыболовству. Еще более остро стоит проблема доступа к воде, в том числе питьевой. Результат: как когда-то в XV веке, конкуренция за доступ к этим ресурсам усиливается и может породить напряженность в зонах, не принадлежащих ни одному государству, например на Северном полюсе или в космосе. Задача ЕС заключается в том, чтобы дать ответ в сфере безопасности, основанный на превентивных мерах. Для этого надо сначала диверсифицировать наши источники энергии или изучить возможность создания и контроля новых путей транспортировки энергии.
- Может ли ЕС выполнить эти задачи, не увеличивая военные расходы?
- Нет. Лично я убежден, что снижение бюджетных расходов на оборону, наблюдающееся в последние пять лет в Европе, зашло слишком далеко. Нам следует образумиться. Я бы хотел четко объяснить, чем мы занимаемся: мы не собираемся создавать армию или флот ЕС. Сегодня в Евросоюз входит 27 независимых государств, и 21 страна является членом НАТО. У каждой из этих стран - неважно, нейтральных или нет - есть своя армия. Таким образом, все, что мы делаем, основано на добровольных началах и элементах, предоставляемых каждой страной.
Необходимо ликвидировать наши слабые места, в частности в сфере стратегической транспортной авиации и вертолетного транспорта. Например, надо принять меры в отношении некоторого количества европейских вертолетов, которые не подлежат использованию сегодня, так как они либо слишком старые, либо не имеют достаточно подготовленных пилотов. Есть еще и третье слабое место: тактическая подготовка.
- Председательствующая в ЕС Франция обещала сдвинуть дело с мертвой точки:
- Франция сфокусировалась на совершенствовании нашего потенциала. Рассматривалась также идея взаимного обеспечения потребностей в военных авиаперевозках: совместные летные часы, совместное техобслуживание самолетов и - почему бы и нет - многонациональные подразделения. Что касается морского флота, планируется создать европейскую военно-морскую авиацию. Если все страны ЕС совместно приложат хотя бы минимум усилий, эти вопросы можно будет решить очень быстро.