"Каждый ученик в нашем классе очень сильно боялся учительницу литературы Елизавету Мироновну, - вспоминает школьные годы в Киеве журналистка немецкого издания Die Welt Инга Пилипчук. - Она орала на нас по каждому пустяку. Хуже всего приходилось тому, кто забывал строчки из стихотворений Пушкина, которые приходилось учить наизусть". До сих пор, пишет автор, та учительница "остается для меня воплощением старой советской системы образования и, соответственно, коммунистического режима".
Тогда, рассказывает журналистка, единственным мерилом успешной учебы как в школе, так и в университете считалась усердная зубрежка: "Вопросы зубрили и, как правило, для того, чтобы забыть их сразу после экзамена. Думать же самостоятельно и искать связи нас практически не учили". Также большинство учебных заведений "не прививало критическое мышление, являющееся инструментом демократии".
Разумеется, продолжает Пилипчук, "отсутствие критического мышления во время учебы наложило огромный отпечаток на наше политическое сознание". "И если учесть, что в начале 2000-х основная масса украинцев была аполитична, "оранжевую революцию" 2004 года можно считать чудом". Как пишет Пилипчук, "мы полагали, что сдали экзамен по демократии" - на самом же деле "этот экзамен только предстояло сдавать".
"Именно тогда надо было начинать серьезно бороться за лучшую жизнь - многие же в очередной раз доверились государственной власти вместо того, чтобы проявлять активную гражданскую позицию и ставить под сомнение действия властей", - говорится в статье. Этому люди так и не научились, полагает Пилипчук, позитивно оценивающая протестные события в России: массовые демонстрации в декабре 2011 года в связи с фальсификациями на выборах в Госдуму, "Марш миллионов" 6 мая 2012 года, приуроченный к третьей инаугурации Владимира Путина, антикоррупционный блог Алексея Навального и достигнутый им результат на выборах мэра Москвы.
Как показывает украинский опыт, процесс превращения уличного бунта в последовательное противостояние власти может занять немало времени, говорится в статье. "Бунтарь-постсоветикус" должен продолжить свое развитие и отказаться от косных, доставшихся нам в наследие структур, в том числе и от старой системы образования, подытоживает Пилипчук.