"После длившихся десятилетиями взаимных подозрений... Китай и Москва сближаются, одновременно бросая вызов американоцентричной архитектуре безопасности, которая возобладала после распада Советского Союза", - пишет со ссылкой на экспертов и дипломатов The Wall Street Journal.
Одним из проявлений этой симпатии можно считать высокий спрос на книги о Путине в китайских книжных магазинах, считает автор статьи Джереми Пейдж. В пекинском магазине "Ванфуцзин" "книги о Путине начали расхватывать после начала кризиса на Украине". Речь идет, в частности, о биографиях с такими названиями, как "Владимир Путин: Рожденный для России" и "Железный кулак Путина".
По данным Pew Research Center, Китай - одна из немногих стран, в которых "конфронтация Москвы с Западом из-за Украины" вызвала рост одобрения действий России. У председателя КНР Си Цзиньпина "хорошие отношения" с Путиным, а наблюдатели указывают на значительные сходства между ними - как личностные, так и политические.
Си Цзиньпин - преемник "нехаризматичного", как сейчас считают в китайской коммунистической партии, и "неспособного ни снискать поддержку народа, ни защитить национальные интересы Китая" Ху Цзиньтао. Благодаря своей готовности отстаивать территориальные притязания Китая военными средствами, антикоррупционной кампании и курсу на "национальное обновление" Си Цзиньпин создал себе образ "твердой руки". Он "усилил контроль над средствами массовой информации и политическим инакомыслием, а также организовал кампанию против идеологического влияния Запада, в частности, через финансируемые из-за рубежа неправительственные организации".
Аналогии между Путиным и его китайским коллегой аналитики усматривают и в их отношении к истории: "оба они эксплуатируют военное прошлое своих стран", а "постепенной реабилитации Иосифа Сталина" в России соответствует "восхваление заслуг" Мао Цзэдуна в Китае.
Есть в сближении двух держав и элемент "реальной политики", продолжает автор. Россия нуждается в китайских рынках и капитале, Китай заинтересован в дипломатической поддержке со стороны России, а также в ее энергетических ресурсах.
В то же время имеются предпосылки трений. Например, "рост влияния Китая в среднеазиатских странах, прежде входивших в Советский Союз" и "поставки российского вооружения в Индию и Вьетнам", с которыми Китай спорит о границах. Кроме того, старшее поколение китайцев еще помнит об "ожесточенном идеологическом расколе 1960-х и пограничном конфликте, который случился в 1969 году", добавляет Пейдж.