В Брюсселе Еврокомиссия еще не прокомментировала воскресный референдум в Каталонии. Однако многие руководители призывают к "политическому диалогу" между Барселоной и Мадридом, пишет корреспондент Le Monde в Брюсселе Жан-Пьер Стробантс.
"В принципе" комментарий поступит в понедельник: таково единственное указание, пришедшее в воскресенье 1 октября от Еврокомиссии, опрошенной по поводу событий в Каталонии. Это является выражением явной обеспокоенности брюссельских учреждений перед лицом сценария, которого они опасались больше всего. Сценарий полицейской жестокости в глазах многих узаконивает требования сторонников независимости и ослабляет позицию правительства Мариана Рахоя, поддержанную в течение нескольких недель руководителями Евросоюза, говорится в статье.
Брюссель, всячески пытаясь убедить в том, что превалировать над всем должна защита правопорядка и конституционного строя в Испании, тем самым старается избежать любой возможности заражения регионализмом, опасного для единства европейского блока, считает журналист.
В воскресенье суть комментариев не изменилась, но в их тоне появились нотки размышления, отмечает автор. Глава бельгийского правительства Шарль Мишель в середине дня стал первым руководителем государства, выступившим за "политический диалог" и признавшим в Twitter, что "жестокость никогда не может служить ответом".
"Своим отношением и комментариями Рахой рискует унизить и еще больше объединить в коалицию каталонцев, подтолкнуть умеренных в объятия радикалов и оттолкнуть от себя международную поддержку", - с тревогой сказал позднее один высокопоставленный дипломат, опрошенный Le Monde. Он же подчеркнул "глубокую озабоченность" многих его коллег в Брюсселе.
До сегодняшнего дня Еврокомиссия предпочитала отмалчиваться либо объяснять, что другие инстанции, такие как Совет Европы или Европейский суд по правам человека, в случае необходимости должны заниматься возможными посягательствами на демократические права в Испании, передает Стробантс.
Тем более не может быть и речи о том, чтобы председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сыграл роль посредника между Мадридом и Барселоной, даже если некоторые евродепутаты ему это предлагали. И тем более не может быть речи о том, чтобы их принять, как он это демонстративно сделал с первым министром Шотландии Николой Стерджен после голосования по "Брекзиту", говорится в статье.
В воскресенье г-жа Стерджен призвала к "единодушному осуждению" сцен насилия в Каталонии, "независимо от наших мнений о независимости". И упрекнула в "позорно слабой" реакции британского министра иностранных дел Бориса Джонсона. Ранее Форин-офис отмечал, что "референдум является делом испанского правительства и народа. Мы желаем, чтобы испанский закон и Конституция были соблюдены. Испания - наш близкий союзник, настоящий друг, сила и единство которого для нас важны".
Гeрт Буржуа, министр-президент регионального правительства Фландрии, также искушаемой сепаратизмом, потребовал в Twitter, "чтобы Мадрид прекратил насилие и вступил в диалог с законными представителями мирного народа".
"Эскалация вызывает обеспокоенность, Мадрид и Барселона должны снизить напряженность и стремиться к диалогу", - написал в своем твите Мартин Шульц, председатель Социал-демократической партии Германии и бывший председатель Европарламента.
"Это печальный день для Испании и всей Европы; решение может быть только политическим, но не полицейским", - указал, в свою очередь, итальянец Джанни Пителла, глава социал-демократической фракции в Европарламенте в Страсбурге.
Что касается французского правительства, то здесь явно придерживаются линии, которую президент Французской Республики Эммануэль Макрон наметил в июне: одно государство ЕС не вправе поучать другое, и единственным собеседником Франции остается Рахой, передает Стробантс.
В воскресенье министр экономики Франции Брюно Ле Мэр отстаивал это мировоззрение: "Что бы мы сказали, если бы испанское правительство стало высказываться о ситуации во Франции и о том, как мы решаем проблемы нашего общественного порядка?"