Технология, созданная для выявления потенциальных террористов среди авиапассажиров, не прошла первый и основной тест. Об этом свидетельствует доклад бостонского аэропорта "Логан", который на протяжении нескольких месяцев служил испытательным полигоном.
В прошлом году в этом аэропорту были запущены две пробные системы видеораспознавания лиц. В течение трех месяцев сотрудники аэропорта играли роль потенциальных террористов и пытались пройти контроль безопасности. Обе технологии в ходе испытаний не показали должных результатов, правильно идентифицировав потенциальных "террористов" всего 153 раза.
В докладе, который был составлен еще в июле 2002 года, однако не оглашался, количество неточностей при идентификации лиц называют "чрезмерным". В прошлом месяце с копией доклада удалось ознакомиться Американскому союзу гражданских свобод.
Именно в аэропорте "Логан" на борт самолетов поднялись 10 из 19 террористов, совершивших теракты 11 сентября 2001 года.
Сейчас аэропорт тестирует другие технологии, включая камеры с инфракрасными лучами и сканирование глазного яблока, сообщил представитель пресс-службы аэропорта Жозе Джувес.
Принцип работы систем распознавания лиц основывается на сравнении лиц, попавших в объектив камер наблюдения, с изображениями, хранящимися в компьютерных базах данных. Соотношение между ключевыми чертами лица - скулами и глазными впадинами - переводится в математическую формулу, которая и используется для поиска совпадений в базе данных.
В ходе эксперимента в аэропорте "Логан" в базу данных были занесены 40 фотографий сотрудников аэропорта. Затем эти люди пытались пройти через две стойки контроля, на которых находились камеры распознавания лиц.
Американский союз гражданских свобод выступает против использования этой технологии, так как полагает, что правительство может применять ее для вторжения в частную жизнь граждан.
"Конечно, превыше соображений о частной жизни стоит фундаментальный вопрос о нашей безопасности, - отмечает Барри Стейнхардт, который специализируется на вопросах частной жизни в нью-йоркском отделении Союза. - Проблема в том, что эта технология просто не работает".
По словам Меира Катена, представителя компании Identix, которая произвела одну из систем, тестировавшихся в аэропорте "Логан", применявшийся тип проверки неадекватен характеристикам технологии. Предложенная Identix система в гораздо большей степени подходит для идентификации лиц по фотографии в паспорте или на водительском удостоверении, чем для поиска случайных совпадений в базе данных.
В ходе правительственных испытаний этой системы путем идентификации лиц с паспортными фотографиями в 2002 году правильные совпадения составили 90%.
Доклад аэропорта "Логан" - это лишь последний из негативных отзывов о технологии, которую некогда считали самым современным методом выборки нужных лиц из толпы. В прошлом месяце полиция города Тампа объявила о сворачивании программы распознавания лиц, в ходе которой в самых оживленных местах города были установлены камеры наблюдения, которые должны были соотносить лица из толпы с базой данных разыскиваемых преступников и пропавших детей. Причина сворачивания программы заключается в том, что за два года использования эта система распознавания лиц не произвела ни одного правильного опознания.
Испытания технологии распознавания лиц проходили также в международном аэропорту "Даллас/Форт-Уорт", г. Фресно, штат Калифорния, и в аэропорту Палм-Бич, Флорида, показав приблизительно такие же результаты.
Как заявила Келли Шэннон, пресс-секретарь консульского отдела Госдепартамента США, итоги тестирования в аэропорте "Логан" не повлияют на намерение использовать технологию распознавания лиц в дополнение к паспортному контролю. Начиная с октября 2004 года граждане Соединенного Королевства, Японии и еще 25 стран, которым разрешено въезжать в США без визы, должны будут вклеивать в свои паспорта фотографии особого формата, совместимые с системами распознавания лиц.