Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 сентября 2005 г.

Алан Куллисон | The Wall Street Journal

Россия хочет вернуть себе задний двор

Возобновление дружеских отношений с Узбекистаном - победа в битве за сферы влияния с Соединенными Штатами

После того как США и Европа этим летом усилили давление на Узбекистан в связи с расстрелом узбекскими войсками толпы демонстрантов в городе Андижане, Кремль сделал свой шаг, чтобы показать отношение к режиму в Ташкенте.

Сотрудники милиции ворвались в офис торговой фирмы, находящейся в Иваново и специализирующейся на продаже текстильных изделий из Узбекистана, и арестовали ее работников, большинство из которых - выходцы из Андижана. Четырнадцать человек остаются в тюрьме и пытаются избежать экстрадиции в Узбекистан, где власти хотят судить их по обвинению в подстрекательстве к восстанию.

Этими арестами Москва заискивает перед Ташкентом после подавления волнений в Андижане в мае этого года, осложнившего отношения Узбекистана с Западом. Многие годы Россия с ревностью наблюдала, как Соединенные Штаты расширяют свою сферу влияния на старом российском заднем дворе - в Центральной Азии. Но в последние месяцы отношения между Москвой и Ташкентом, которые стали прохладными после распада Советского Союза в 1991 году, вновь расцвели. Такие перемены имеют стратегические последствия для отношений между Россией и Китаем, с одной стороны, и Западом - с другой.

В то время как западные лидеры избегают узбекского сильного правителя Ислама Каримова и призывают к международному расследованию событий в Андижане, российский президент Владимир Путин в июне этого года пригласил Каримова на свою дачу в Москве. Во время встречи Путин поддержал ту трактовку событий, произошедших в Узбекистане, которой придерживается Каримов. Эти два лидера также договорились провести первые совместные военные учения своих стран.

"Начался новый период в двусторонних отношения, - говорит Сергей Марков, прокремлевский аналитик из Москвы. - Узбекистан сейчас заинтересован в России больше, чем когда-либо ранее".

Растущее влияние Москвы препятствует стремлению Соединенных Штатов найти долгосрочных союзников в Центральной Азии и обрести надежную базу для борьбы с исламскими экстремистами. С середины 1990-х годов Вашингтон стремится установить более тесные связи с Ташкентом, закрывая глаза на отношение режима Каримова к правам человека.

Сейчас правительство в Ташкенте оказывает давление на организации, содействующие построению гражданского общества и финансируемые из США, а недавно потребовало от Соединенных Штатов покинуть военно-воздушную базу, которую Вашингтон взял в аренду после атак 11 сентября 2001 года. Потеря этой базы осложняет для Соединенных Штатов борьбу с повстанцами в Узбекистане. Средства массовой информации в Москве и Ташкенте высказывают предположение, что после того, как американцы покинут базу в Узбекистане, ее займут российские войска.

Страна с засушливым климатом, где главным оплотом экономики является хлопок, выращиваемый на орошаемых площадях, Узбекистан может не показаться большой наградой в борьбе за геополитическое влияние. Но его географическое положение на ключевых маршрутах транспортировки природного газа и нефти, а также близость к Афганистану делают Узбекистан стратегическим регионом не только для Москвы и Запада, но также и для Китая, который оказывает Каримову моральную поддержку и обещает сделать большие инвестиции в экономику Узбекистана.

Россия приобретет мало экономических выгод от улучшения отношений с Узбекистаном, но усиление связей с Узбекистаном может стать важной психологической победой для Путина, который с беспокойством наблюдает за тем, как в других бывших советских республиках появляются прозападные правительства.

После распада Советского Союза Каримов вначале видел в Вашингтоне оплот против усиливающихся амбиций России. Но постепенно отношения с Вашингтоном ухудшились, говорят наблюдатели. Каримова тревожили организованные Западом волнения на территории бывшего Советского Союза, особенно по мере того, как эти события все приближались к границам Узбекистана. Восстание в республике Грузия, в результате которого был свергнут лидер советской эпохи Эдуард Шеварднадзе, особенно расстроило узбекского президента: Шеварднадзе был его близким другом и, как и Каримов, считал, что его антироссийский настрой гарантирует ему поддержку Запада.

Правительство Каримова сообщает о том, что 187 человек были убиты во время подавления правительственными войсками восстания в Андижане, причем половину убитых причисляют к вооруженным боевикам под руководством исламских фундаменталистов. Правозащитники и западные дипломаты утверждают, что убитых было на несколько сотен больше и большая часть жертв - это безоружные мирные граждане: любопытствующие прохожие или участники демонстрации против бедности и репрессий правительства Каримова.

Путин поддержал ту версию событий, которую привел Каримов, и отверг призывы других стран провести международное расследование. На встрече на даче Путина в июне российский президент заявил, что организаторами мятежа в Узбекистане стали исламские боевики из Афганистана. "Наши спецслужбы это подтверждали", - сказал Путин.

То сближение, которое происходит в последнее время между Москвой и Ташкентом, кажется более серьезным, чем предыдущие попытки правительства Каримова играть вместе с Соединенными Штатами против России. В прошлом году Россия и Узбекистан подписали договор о стратегическом партнерстве, по которому Москва обязалась модернизировать устаревшую военную технику армии Узбекистана, а также осуществить поставки нового военного оборудования.

Кремль также оказывает моральную поддержку Каримову в его стремлении изгнать американцев из страны. В начале июля Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), группа, представляющая шесть стран, в которую входят государства Центральной Азии и Китай, призвала Соединенные Штаты составить график закрытия всех своих баз в Центральной Азии, утверждая, что в этих базах больше нет необходимости, так как боевые операции США против талибов в Афганистане постепенно сходят на нет.

Позже, в июле, узбекское правительство направило Соединенным Штатам предупреждение, что у них есть лишь 180 дней на то, чтобы покинуть военно-воздушную базу на юге Узбекистана. На прошлой неделе узбекский парламент единогласно проголосовал за это требование. Российское государственное телевидение назвало это голосование "вторым сигналом, который Вашингтон не может проигнорировать".

После атак 11 сентября Соединенные Штаты организовывали обучение узбекских вооруженных сил и снабжали их техникой, так как страны заключили союз в борьбе против исламских боевиков. В последние годы США сократили свои контакты с узбекскими военными, обвиняя их в нарушении прав человека. Между тем Россия усиливает такие контакты.

Правозащитники утверждают, что Россия позволяет представителям узбекских спецслужб проводить рейды на российских рынках, занимаясь поиском узбекских граждан, которые были активными участниками оппозиции в Узбекистане. Так, в июне милиция арестовала 14 подозреваемых в Иваново, задержав их почти одновременно в разных частях города в один из субботних вечеров. Большинство из подозреваемых - выходцы из Андижана, некоторые из них живут в России в течение нескольких лет. Представители правоохранительных органов сказали местному правозащитнику, что один из узбеков, бухгалтер текстильной компании, переправлял деньги организаторам мятежа в Андижане.

Правоохранительные органы отказались давать свои комментарии, и юристы утверждают, что они не знают, почему узбекское правительство настаивает на депортации остальных 13 задержанных.

"Все еще остается неясным, в чем их обвиняют, - говорит Светлана Мартинова, глава отделения правозащитного общества "Мемориал" в городе Иваново. - Об этом знают только там, в Узбекистане".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru