В ретроспективе декларация саммита НАТО от 3 апреля по Грузии и Украине кажется почти преступной по степени безответственности: "Мы сегодня достигли согласия, что эти страны станут членами НАТО".
Это самонадеянное обещание было сделано после саммита в Бухаресте, участники которого до такой степени разошлись во мнениях по поводу стремления этих стран вступить в Североатлантический альянс, что не смогли даже предложить им предпринять первый шаг, то есть присоединиться к Плану действий по вступлению в НАТО.
Нечестно ставить перед собой цели, для достижения которых нет средств, и пытаться затушевать расхождения во мнениях между Европой и Америкой путем декларации громких, но ничего не значащих принципов. История так называемых "зон безопасности" в Боснии, в числе которых Сребреница, являются достаточным свидетельством того, что они ведут к кровопролитиям.
Великий бухарестский вздор лишь привел в ярость русских, не предложив конкретных шагов. Владимир Путин, тогда президент, а ныне премьер-министр, впоследствии в Сочи выразил свое недовольство президенту Бушу, но Буш, что не удивительно, пропустил это мимо ушей.
С тех пор пролилась кровь, границы Грузии стерлись, а ее самопровозглашенные провинции Южная Осетия и Абхазия были признаны Россией независимыми.
Это должно стать назиданием для саммита Евросоюза по кризису в Грузии: пожалуйста, не надо пустых обещаний, угроз или санкций в адрес России, для осуществления которых не хватает ни средств, ни желания.
Я потрясен тем, что сотворила Россия в Грузии. ГУЛАГ и порабощение широких просторов Европы советской империей наделяют Москву исторической ответственностью за свободу своих соседей. Украинский президент Виктор Ющенко прямо сформулировал опасения этих соседей: "Случившееся - это угроза всем".
Это так, но Путин, по крайней мере, Путин-2, тот озлобленный человек, в которого он превратился во второй половине своего правления, полагает, что все это ерунда.
В 2005 году, бывший сотрудник КГБ, уже лишившийся налета петербургского либерализма, назвал крах СССР "величайшей геополитической катастрофой XX века". Так что, наверное, не стоит удивляться вторжению в Грузию. Европа и США переживают шок.
На съезде Демократической партии грузинская делегация стремилась вызвать сочувствие к себе. Пиар - это лучшее оружие слабого государства XXI века.
Председатель грузинского парламента Давид Бакрадзе сказал мне: "Цель России состоит в том, чтобы ослабить Грузию до такого уровня, когда партнеры по НАТО испугаются, нестабильность приведет к смене режима, а карта Европы будет изменена с помощью военной силы".
Я не могу с этим поспорить, и мне это не нравится, как и Баркадзе. Но, прежде чем мы начнем обсуждать, что с этим делать, нужно рассмотреть некоторые исторические моменты.
Нет, Запад не был не прав в своем стремлении расширить НАТО, включив в него бывших вассалов советской империи в Центральной Европе и в Прибалтике. Это было необходимо для поддержания единства свободной Европы.
Можно ли было сделать больше, чтобы включить Россию в эту новую европейскую "архитектуру"? Думаю, нет. Рон Асмус, который занимался этими вопросами в качестве высокопоставленного представителя Госдепартамента при администрации Клинтона, ответил мне: "Это легенда в духе Веймара, что мы унижали их".
Чтобы приблизить Россию к Западу, было приложено много усилий, совершено множество поездок. Был создан совет Россия-НАТО, имело место сотрудничество по вопросам разоружения и нераспространения ядерного оружия. Борис Ельцин пытался нарушить имперские традиции России, да и Путин не сразу пустил процесс вспять.
Пока трудно сказать, что именно заставило Путина изменить направление. "Революция роз" в Грузии 2003 года и украинская "оранжевая революция" 2004 года оказали большое влияние. Ирак сыграл свою роль. Я уверен, что огромные денежные средства, поступающие руководителям российского государства - трубопроводного монополиста, тоже имели значение.
Россия поплатится за содеянное. Она разгневала Китай, открыв ящик Пандоры для государства, в котором есть свои претенденты на самопровозглашение, и потеряла кредит международного доверия.
Мы не в состоянии новой холодной войны - мы в состоянии новой "широкой войны" с участием нескольких игроков. Путинская Россия поставила краткосрочные цели выше долгосрочных интересов.
Запад не должен перегибать палку. Никто не заинтересован в срыве переговоров с Россией по ядерному разоружению и противоракетной обороне, как и в дешевых приемах вроде исключения России из G8.
Но Запад не запугаешь. Он должен поддержать президента Грузии Михаила Саакашвили, оказав ему финансовую и прочую поддержку. Надо держать открытым транскаспийский энергетический коридор в обход России. Он должен поддерживать независимость Украины. И на встрече министров иностранных дел НАТО в декабре необходимо заменить бухарестскую болтовню основательным шагом: подключить Грузию и Украину к Плану действий по вступлению в НАТО.
Решимость, сдержанная обязательствами, выиграла холодную войну. Она поможет и в "широкой войне".