Говорит Владимир Буковский, писатель, который был посажен в тюрьму из-за своих диссидентских, антисоветских взглядов и содержался в психиатрической лечебнице, пока его не обменяли на лидера чилийской компартии Луиса Корвалана.
"Это правда, ветер этих дней сильно напоминает атмосферу первой холодной войны. Однако же до падения Берлинской стены было явное противостояние между двумя мирами: коммунистическим и тоталитарным, с одной стороны, и либеральным и демократическим - с другой. Сегодня, напротив, за амбициями Кремля стоит всего лишь реваншистский дух, стремление вернуть России былое имперское величие". Такой видит нынешнюю ситуацию Владимир Буковский, писатель и бывший советский диссидент, которого в 1976 году, после 11 лет заточения в психбольницах, обменяли на тогдашнего лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана - заключенного из застенков Пиночета.
- Если больше нет идеологических различий, то какова природа нынешнего противостояния?
- Пусть нынешний конфликт начался с войны в Грузии, он не измеряется военными потенциалами двух блоков. Кроме того, я убежден, что ни Россия, ни НАТО не способны сегодня вести третью мировую войну. То, что происходит сегодня, я бы назвал экономическим, энергетическим столкновением, причина которого связана с запасами энергоносителей обеих сторон. Именно поэтому Россия ощущает себя такой сильной и продолжает упорно провоцировать Запад.
- Помимо очевидного ядерного сдерживающего фактора, что может помешать тому, чтобы холодная война превратилась в горячую?
- Деньги. Все представители российского правящего класса держат свои сбережения в английских или американских банках, их жены предпочитают жить в Швейцарии или на Лазурном берегу, их дети учатся в университетах Парижа или Берлина. Речь, несомненно, идет о шизофренической элите, которая хочет порвать с Западом, но при этом продолжать пользоваться благами, предоставляемыми западным обществом.
- Как далеко может зайти Путин с нефтяным шантажом?
- Энергетическое оружие может быть поистине разрушительным. Только представьте себе, как его могли бы использовать Сталин, Хрущев или Брежнев. Для Европы это обернулось бы бедой. Но это еще и исчезающее оружие. Нам известно, что в России темпы добычи нефти снижаются, а цена на нефть рано или поздно снизится. Эти будущие изменения скажутся на стабильности России, которая сегодня воспринимается по этой причине как страна с крайне неясным будущим.
- Вы видите в поведении Путина черты, характерные для советских времен?
- Истерия скорее заставляет меня думать о Гитлере. Лидеры советской поры, наоборот, демонстрировали больше апатии и больше здравомыслия. Они были пьяны идеологией, но им удавалось сохранять сбалансированное поведение.
- Путин как Гитлер: не кажется ли вам это сравнение чрезмерным?
- Российский премьер - человек очень раздражительный, очень нервный и очень закомплексованный. Я говорю о его комплексах неполноценности, таких же, как у Гитлера. Глава "третьего рейха" не прекращал жаловаться на то, что Германия была унижена, и Путин постоянно повторяет, что Россию обидели и что Запад не уважает ее достоинства.
- Памятуя о том, какими были отношения между СССР и Западом в прошлом столетии, вы предполагали, что за несколько недель можно прийти к такой опасной ситуации?
- Кремлевские лидеры понимали еще в 1970-е годы, что Советский Союз рухнет. Они не знали когда, они не могли спрогнозировать точные сроки, но они знали, что это непременно произойдет. Те, что сегодня у власти, как кажется, плавают в виду берегов в том, что касается будущего страны. Когда они обнаруживают на своем пути препятствие, они начинают думать о заговорах, предательстве, подрывной деятельности. И это характерно для параноидального менталитета секретных служб.
- Можно сказать, что вы предпочли бы советских диктаторов нынешнему кремлевскому руководству?
- Путин и его окружение мне кажутся во много раз опаснее, чем былые геронтократы, которые, прежде чем что-то сделать, привыкли думать. Однако же и они совершали грубейшие ошибки.
- Как вторжение в Афганистан?
- Да. Но тогда они понимали, что допустили ошибку. Мне удалось прочитать протоколы заседаний политбюро, на которых обсуждался вопрос, направлять или нет войска в Афганистан. Дискуссия продолжалась целый год, ее участники говорили: "Почему мы должны входить в Афганистан? Что скажут другие? Нас обвинят в том, что мы захватчики. Зачем?" Сегодня совсем другое дело. Идея атаковать Грузию похожа на логику дворовых пацанов, которые говорят: "Сейчас мы покажем этим ублюдкам, которые нас побили". Кретинская логика хулиганья.