Отгораживание от российской агрессии типично для ЕС
Ответ Европы на российское вторжение в Грузию должен был быть единым и недвусмысленным. Вторжение в суверенное государство - это серьезное преступление. Но ЕС и здесь умудрился, что характерно для него, уйти от вопроса. Его решение отложить следующий раунд переговоров по новому соглашению о партнерстве между Россией и ЕС не стало недвусмысленным намеком на то, что санкции будут введены.
Это заявление стало более существенной мерой, чем ожидали многие наблюдатели от стран, которые рассматривают Россию в основном как важного торгового партнера и поставщика энергоносителей. Соглашение о сотрудничестве обеспечивало возможные экономические преимущества, которых Кремль не хотел бы лишаться. Возобновление переговоров зависит от того, выведет ли Москва свои войска. Так что была очерчена определенная линия. Тем не менее, это представляется недостаточным ответом на российскую агрессию.
Многие европейские страны почувствовали, что Россия прижала их к стенке. Однако Евросоюз в целом обладает значительной властью над Россией. ЕС - это крупнейший торговый партнер России. Направляя в Москву президента Саркози для дальнейших встреч, ЕС по-прежнему сохраняет возможности для ужесточения позиции. Евросоюз должен потребовать от России выполнения соглашения о прекращении огня, достигнутого при его посредничестве, и гарантий, что она больше не будет запугивать своего соседа. Что касается российского газа, ЕС должен диверсифицироваться.
Также существует опасность, что Грузия окажется просто разминкой перед вторжением на Украину. Появляется все больше свидетельств того, что злодеяния по отношению мирным гражданам Грузии укрываются. России нельзя позволять думать, что она может безнаказанно продолжать запугивать своих бывших сателлитов.