Встрече в Гданьске лидеров трех государств - Германии, Польши и России, а также их видению событий 70-летней давности посвящается статья, опубликованная сегодня в Frankfurter Rundschau. Ангела Меркель повторила, что 70 лет назад войну начали ее соотечественники, однако не забыла упомянуть об изгнании судетских немцев. В советском вступлении в Восточную Польшу 17 сентября 1939 года Лех Качиньский видит смертельный удар. Владимир Путин признает некоторые преступления Сталина, однако считает его стратегию принципиально верной. Три лидера и три различных восприятия, пишет независимый автор Карл Гробе.
Путин считает, что историю нужно оставить историкам. Но политикам, говорится далее в статье, без нее тоже не обойтись - им из уроков истории приходится делать выводы и подниматься над национальным восприятием.
Вторая мировая война была войной на уничтожение - уничтожение людей, деревень, городов, заводов. Но при всей своей чудовищности отдельные преступления несоразмерны.
Катынь и Хатынь. В Катыни, под Смоленском, весной 1940 года НКВД расстрелял около 15 тысяч польских офицеров - советская диктатура уничтожала "националистов и контрреволюционные элементы" во всех областях, которые достались Сталину в соответствии с пактом, заключенным с Гитлером. Хатынь под Минском - одна из 5293 деревень, полностью уничтоженных нацистскими преступниками - символ планомерного уничтожения "недочеловеков". По этой же причине трудно сравнивать преступление в Катыни с Холокостом.
Уроки из истории войны могут быть только политическими и заключаться в единении Европы, в признании исторических преступлений, в осознании культурной общности. Польша и Россия, Польша и Германия должны уважать друг друга, как уже давно, к примеру, делают это Франция и Германия.
Будущее Европы, напоминает Гробе, началось с "Солидарности", польского профсоюза, который почти 30 лет назад приступил к разрушению сталинской системы. Европе еще предстоит залечить раны, нанесенные ею самой себе в прошлом столетии. Но для этого, заключает журналист, нужны время и толерантность. И большая работа.