Несмотря на скептицизм СМИ, планы госсекретаря США по достижению мира на Ближнем Востоке набирают обороты
Израильские "ястребы" забеспокоились, а "голуби" обрадовались, когда осенью прошлого года появились сообщения о том, что госсекретарь США Кондолиза Райс сказала на закрытой встрече представителей арабов и израильтян в Аннаполисе, что ее детство, проведенное на разобщенном юге США, помогает ей понять состояние палестинцев и опасения израильтян.
Освежив свои воспоминания о детстве в Бирмингеме (штат Алабама), Райс выразила сочувствие как палестинцам, страдающим от беспомощности и дискриминации, так и израильтянам с их страхом перед терроризмом и насилием. Сам факт того, что обычно сдержанная госсекретарь выразила свое личное мнение по поводу конфликта, был интерпретирован как "ясный знак того, как близко к сердцу она воспринимает миссию создания палестинского государства".
Если Райс мечтает преуспеть там, где столько политиков одержали поражение, то ее знаменитое "держи хвост пистолетом и работай больше всех" здесь придется как раз кстати. Надо сказать, еще остаются скептики, которые сомневаются в том, что Райс справится с задачей лучше, чем ее предшественники. Недавно один аналитик сказал: "Все продвигают инициативы на Ближнем Востоке... Это последнее прибежище госсекретарей, вне зависимости от президента и партии". Однако тон Кондолизы Райс в Израиле, который она посетила на прошедших выходных, был совсем иным. В Jerusalem Post по этому поводу появился жесткий вывод Карлева Бен-Дэвида "Впишите это в счет Конди", а иерусалимские СМИ сообщили: "Госсекретарь США Кондолиза Райс верит, что рамочное соглашение между израильтянами и палестинцами может быть достигнуто к запланированному на 14 мая визиту в Израиль президента США Джорджа Буша".
Недавний визит Райс на Ближний Восток доказал, что неправы те, кто полагал, что представители США не будут оказывать давление на Израиль, чтобы он выполнил палестинские требования и облегчил ограничения на Западном берегу реки Иордан из-за "скрытых факторов того, что препятствование окончательному соглашению не изменится, если Израиль уберет пять постов охраны или шесть блокпостов". Во время своего визита Райс решительно заявила, что "она бы подумала над закрытием блокпостов на Западном берегу реки Иордан" и "США будут следить за действиями Израиля на Западном берегу, чтобы убедиться, что эта страна выполняет свои обещания по облегчению доступа и передвижения палестинского населения". Говоря о недавно назначенном посланнике США генерале Уильяме Фрайзере, который призван наблюдать за выполнением израильтянами и палестинцами своих обязательств по "дорожной карте", Райс отметила, что "нам нужно усилить системный подход по вопросам того, что было обещано и что сделано, по сравнению с тем, что было до начала миссии генерала Фрайзера".
Стремление "усилить системный подход" было озвучено после появления подробного списка обещаний, опубликованного американским Госдепартаментом. Первый пункт списка обязывает Израиль "облегчить доступность и передвижение по Западному берегу. Этот процесс должен начаться со снятия около 50 заграждений на дороге и немедленных шагов по усовершенствованию блокпостов и сокращению времени ожидания, без ущерба интересов безопасности".
Палестинцы - и посланник ближневосточного "квартета" Тони Блэр - долгое время настаивали на том, что смягчение ограничений передвижения по Западному берегу необходимо для экономического развития. Как недавно отметил представитель правительства, с точки зрения Израиля, дилемма состоит в том, что "если мы бездумно снимем КПП, у нас в первый день появится хороший заголовок (в СМИ), а на следующий - взрывы террористов-смертников".
Лидер оппозиции Бенджамин Нетаньяху выразил больше драматизма, когда предупредил, что "придут "Хамас" и Иран".
Учитывая серьезную обеспокоенность Израиля событиями на Западном берегу, включая опасения, что однажды эта территория будет захвачена "Хамасом", трудно не согласиться с предположением Карлева Бен-Дэвида о том, что "Райс нелегко сидеть напротив самого почитаемого солдата в военной истории Израиля (министра обороны Эхуда Барака) и спорить с его аргументами о том, что уступки, которых она требует, могут создать угрозу безопасности граждан его страны". Но Бен-Дэвид подчеркивает, что Райс "выбрала несколько высших военных чинов в качестве своих помощников в этой миссии: генерал Джеймс Джонс, генерал-лейтенант Уильям Фрайзер и генерал-лейтенант Кит Дайтон".
Стратегия Райс явно работает, так как Барак не только поддался на ее требования о снятии заграждений, но даже согласился ослабить свое препятствование предложению по передаче контроля над пересечением границы между сектором Газа и Израилем представителям правительства Палестинской автономии, возглавляемого Саламом Фаядом. По сообщениям, это изменение, "сделанное по просьбе госсекретаря США Кондолизы Райс, считается большим сдвигом в политике Израиля по этому вопросу".
Однако отсутствие гибкости со стороны Барака в вопросах дорожных заграждений на Западном берегу также стало для израильских комментаторов мишенью для критики. Дэвид Кимч отметил недавно, что сокращение числа дорожных заграждений (сейчас их насчитывается около 560) поможет повысить уровень безопасности Израиля и в долгосрочной перспективе поможет ослабить "Хамас". Кимч базируется на заключениях всестороннего исследования политики безопасности Израиля на Западном берегу, проведенного группой высокопоставленных резервистов Армии обороны Израиля.
К сожалению, суждение о том, что ощутимые улучшения для палестинцев на Западном берегу улучшат перспективы мирного урегулирования, остается спорным. Что касается надежд на улучшение экономической ситуации, то тут даже комментаторы из мирного лагеря сохраняют скептицизм, как недавно продемонстрировал Йосси Альфер в своей недавней публикации на www.bitterlemons.org. Поэтому необходим "политический горизонт", к которому так часто взывают. Возможно, именно это соображение движет Кондолизой Райс в ее стремлении разработать своего рода "меморандум о взаимопонимании" до приезда Джорджа Буша в Израиль в середине мая.