В среду в Бухаресте стартует саммит НАТО, на котором, в частности, будет обсуждаться вопрос о дальнейшем расширении организации. В состав блока готовы войти Албания, Хорватия и Македония, а США выступают за присоединение Украины и Грузии к Плану действий по подготовке к вступлению в НАТО. Таким образом, Североатлантический альянс подошел к "последнему рубежу" России, пишет зарубежная пресса, и страсти все больше накаляются. Вопрос чреват новым обострением в отношениях Запада с Москвой, а новая экспансия на восток плохо продумана - блок смутно представляет свою конечную цель и не готов войти в оборонительный союз с Тбилиси и Киевом.
В 1999 году, когда в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, Запад не обращал внимания на возражения Москвы, напоминает The Financial Times. Проигнорировали ее позицию и в 2004 году, когда альянс продвинулся дальше на восток, приняв в свои ряды прибалтийские страны. Однако на сей раз отмахнуться от России стало сложнее сразу по двум причинам. Во-первых, НАТО стоит на пороге вторжения в самое сердце бывшего Советского Союза, пишет газета. Во-вторых, Россия подняла ставки в споре. В феврале 2007 года Путин заявил, что "процесс натовского расширения - это серьезно провоцирующий фактор", а позже пригрозил нацелить на Украину ядерные ракеты в случае вступления страны в НАТО.
Активнее всего за приглашение Украины и Грузии ратует Вашингтон. Резко против выступает Берлин. И если Германия утверждает, что сближение с Украиной и Грузией приведет к ухудшению отношений с Россией, то США уверены, что вопрос лучше решать именно сейчас, пока у власти находятся Буш и Путин. Иначе проблема сохранится в дальнейшем и испортит отношения следующего американского лидера с Дмитрием Медведевым.
Россия рассматривает принятие Украины в НАТО как "последний рубеж", который альянс перейти не должен. Треть вооружений, закупаемых Россией, поступает с расположенных на Украине заводов, сообщает FT. Кроме того, Москву беспокоят возможные последствия для базы российского Черноморского флота в Севастополе. Вступление Грузии в НАТО Кремль связывает с возможной дестабилизацией в регионе. Если Тбилиси обвинит Москву в организации столкновений на абхазско-грузинской границе, это может заставить НАТО вмешаться в конфликт, указал в беседе с корреспондентом газеты один из близких к Кремлю аналитиков.
Даже если Украина и Грузия не добьются своего в Бухаресте, вопрос никуда не исчезнет, подчеркивает британское издание. Он может вновь встать на повестке дня через год, в ходе саммита, приуроченного к 60-летию создания НАТО - новый президент США как раз успеет обдумать указанную проблему. Тем временем генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что, какое бы решение ни было принято на начавшемся саммите, рано или поздно Украина и Грузия вступят в НАТО. "По-моему, это лишь вопрос времени", - считает он.
НАТО не следует продвигаться далее на восток, указывает в статье для The Daily Telegraph сэр Малколм Рифкинд, бывший министр обороны Великобритании. Украина и Грузия заслуживают поддержки, но это не значит, что их нужно сделать полноправными членами НАТО, полагает политик. Североатлантический альянс - это оборонный союз, напоминает экс-министр. Каждая страна-участница обязуется оказать помощь остальным членам союза, если они станут объектом вооруженного нападения. А угрозу войны в Грузии нельзя считать чисто гипотетической из-за опасной ситуации в Абхазии и Южной Осетии, указывает Рифкинд.
По мнению экс-министра, способ оказать Украине и Грузии существенную поддержку и вместе с тем избежать рисков, связанных с принятием их в НАТО, существует. Рифкинд предлагает рассмотреть вопрос о принятии их в союз в качестве "ассоциированных членов". В Бухаресте Джордж Буш и другие лидеры НАТО должны проявить осторожность, пишет он: необходимо сохранить альянс в качестве настоящего оборонного союза, а не просто политического альянса.
Испанская El Pais вообще считает новое расширение НАТО поспешным и плохо подготовленным. Единственная причина для такой спешки - стремление администрации Джорджа Буша оставить перед уходом из Белого дома значимое "политическое наследство". За два срока президентства Буша в НАТО прибавилось семь новых членов, но при этом неизвестно, для чего сегодня нужен Североатлантический альянс, говорится в редакционном материале. НАТО плохо справляется с войной в Афганистане, присутствие его войск в Косово вызывает множество споров.
Не следует полностью исключать возможность вступления Украины и Грузии, признает издание, но надо задаться вопросом, усиливает ли этот шаг безопасность этих стран или НАТО. Приоритетом альянса, по мнению El Pais, должно стать углубление сотрудничества с Россией, которое позволит Москве наконец-то избавиться от недопонимания и даже однажды присоединиться к НАТО. Сейчас же необходимо взять паузу, чтобы понять, чем НАТО хочет быть, с кем и как. Ответы на эти вопросы вряд ли будут найдены в Бухаресте, считает газета.
Тот, кто отказывает Украине в ясной перспективе, упускает шанс оказывать влияние на ситуацию в России, возражает австрийская Der Standard. На фоне предстоящей смены шефа Кремля и неясных соотношений сил в будущем нужно воспользоваться удачным моментом, считает обозреватель Йозеф Кирхенгаст. Уже первые два шага по расширению НАТО на восток показали, что после первоначальных угроз и громогласной риторики Россия очень скоро смирилась с новыми реалиями.
Что бы Запад ни делал в отношении Киева, это обязательно скажется на развитии ситуации в Москве. В условиях ожидаемой борьбы между группами в российских властных верхах после прихода Дмитрия Медведева отдельные группы будут играть и на внешнеполитическом поле. И чем запутаннее окажется ситуация на Украине, тем больше будет возможностей для России применять излюбленный принцип "разделяй и властвуй". Без конкретного плана действий с четко определенными, обязательными к исполнению поэтапными шагами у украинских реформаторов не будет на руках козырей, а Европа лишит себя шанса мягко влиять на ситуацию в России. Если же Украина пойдет по пути модернизации с оглядкой на ЕС, это определенно скажется и на России, полагает Der Standard.
Следует напомнить, что участие в MAP - это еще не вступление в НАТО, напоминает со страниц французской Le Figaro преподаватель из Сорбонны Франсуаз Том. Речь идет о предварительной стадии, которая продлится несколько лет. За это время украинской элите, быть может, удастся убедить своих соотечественников в обоснованности прозападной ориентации. А у Грузии, инкорпорированной в НАТО, уменьшится риск ринуться в политическую авантюру. Безусловно, Путин хочет завершить свой второй срок "великой победой" над НАТО и вынудить своего преемника Медведева продолжить его политику. Однако сегодня Европа вправе надеяться, что страница путинизма в России переворачивается, пишет Том. "Не будем же посылать президенту Медведеву ложный сигнал, поощряя несостоятельные методы его предшественника", призывает эксперт.
Тем временем "люди Путина", желая добиться своей цели, накануне саммита прибегли к известному приему: плохой полицейский и хороший полицейский, пишет Corriere della Sera. В понедельник официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сказал, что российский президент поедет на встречу с желанием найти решение общих проблем и не станет "выдвигать никаких ультиматумов по противоракетной обороне".
Однако уже во вторник Дмитрий Рогозин, российский представитель в НАТО и "супер-ястреб", без обиняков заявил, что начало сближения Украины и Грузии с альянсом станет "точкой невозврата" в политических отношениях. "С этого момента начнется драматическое развитие наших отношений", - цитирует газета Рогозина. В действительности оба заявления призваны сыграть на руку Кремлю, утверждает журналист Фабрицио Драгосей. Контролируя всех чиновников на всех постах, Владимир Путин попросту использует их, применяя в отношении Запада тактику кнута и пряника.
Также по теме:
Визит Буша: 1 апреля Украине не до смеха (Обзор прессы)
НАТО дряхлеет: ни общей цели, ни решимости (Обзор прессы)