Недавно было проведено исследование досье "Штази" на многолетнего министра обороны ГДР Хайнца Гофмана. Об этом сообщает Der Spiegel.
"Удивительно само существование этого досье. До недавнего времени эксперты считали, что "Штази" вело наблюдение за высшими функционерами СЕПГ только с особого разрешения партийного руководства, а его не было. Таким образом, Гофман 25 лет, до своей смерти в 1985 году, занимавший высший военный пост рабоче-крестьянской республики, должен был находиться под табу", - пишет автор.
"Глава "Штази" Эрих Мильке приставил к коллеге больше осведомителей, чем к некоторым оппозиционерам. Он велел заглядывать в записные книжки сотрудников Гофмана и даже следить за перепиской министра с матерью", - сообщает автор.
"При этом Гофман, родившийся в 1910 году, был твердокаменным сталинистом старой школы, клеймившим беженцев из ГДР как "крыс". Его биография позволяла определить его как чистейшего коммуниста: в 20 лет он вступил в партию, в 23 участвовал в антигитлеровском Сопротивлении, в 26 - в Гражданской войне в Испании, где был тяжело ранен. Вторую мировую Гофман пережил в СССР, где он по заданию НКВД вел коммунистическую пропаганду среди немецких военнопленных", - описывает автор.
"Возможно, именно эти этапы жизненного пути послужили причиной, что впоследствии Гофмана тянуло к легкой жизни", - говорится в статье.
Согласно досье "Штази", он управлял своим министерством "как князь эпохи барокко", подвергаясь критике за "моральную распущенность", пишет автор. "При планировании военных учений Гофман обращал внимание на то, чтобы рядом с ним находились красивые женщины-военнослужащие. В крайнем случае он приглашал "манекенщиц" или "художниц", говорится в досье.
В статье приводится сообщение осведомителя "Штази" о том, что во время штабных учений дело дошло до "настоящей оргии", во время которой мужчины проявили "кобелиную похоть".
"Бюджет министерства Гофман использовал как личную копилку. Он выделял западные марки для матери, живущей в Мангейме, и велел привозить себе подарки с Запада. Солдату, проводившему с детьми Гофмана дополнительные занятия, в качестве ответной любезности вынесли похвалу за "отличные результаты боевой подготовки", - сообщает автор. Кроме того, "Гофман и высший генералитет часто пили до умопомрачения".
"Во всяком случае, он был не чужд самокритики. Однажды он в частном порядке признал, что он не большой специалист в военном деле и иногда сам не знает, за что получает деньги", - сообщает автор.
По словам автора, глава "Штази" Мильке стремился убрать Гофмана с поста, питая к нему личную неприязнь, поскольку тот назвал его "слишком самоуверенным". "Однако Гофман пользовался защитой Кремля. Когда в 1964 году казалось, что Гофман вот-вот будет отправлен в отставку, СССР выразил протест основателю ГДР Вальтеру Ульбрихту", - говорится в статье. По-видимому, в 1971 году Мильке убедился в том, что Гофман "принадлежит к небольшому кругу неприкасаемых лиц в руководстве ГДР"; во всяком случае, досье в этом году оборвалось.