Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 декабря 2003 г.

Стивен Ли Майерс | The New York Times

Крупный бизнес играет главную роль в нынешних российских выборах

В Америке отношения между крупным бизнесом и политикой могут быть близкими, в России они быстро становятся интимными.

Крупнейшие компании страны, от нефтяных гигантов до банков и производителей, не только вкладывают деньги в парламентские выборы, намеченные на воскресенье, но и вставляют в партийные списки имена десятков своих управленцев.

Нефтяная компания ЮКОС, бывший президент которой Михаил Ходорковский находится в тюрьме по обвинениям, которые многие считают политически мотивированными, имеет своих кандидатов не только от либеральной партии "Яблоко", но и от коммунистов, и от "Единой России" - партии, лояльной президенту Владимиру Путину.

Атаку прокуратуры на Ходорковского кое-кто воспринимает как более широкое наступление на крупный бизнес в России. Но, похоже, крупный бизнес переплетен сегодня с политикой теснее, чем когда бы то ни было.

Хотя популярность Путина и "Единой России", по-видимому, увеличилась благодаря расследованию против Ходорковского, в партии есть кандидаты из известных компаний, контролируемых другими олигархами.

По партийному списку баллотируются управленцы двух нефтяных компаний, ТНК и "Лукойл", а также "Русского алюминия" и стального гиганта "Северстали". Анализ федерального и региональных партийных списков газетой Moscow Times показал, что более четверти кандидатов в парламент от "Единой России" представляют крупный бизнес.

Наверное, чтобы застраховать себя от поражения, ТНК обеспечила себе присутствие и в списке коммунистов, а заместитель генерального директора "Русского алюминия" баллотируется от Либерально-демократической партии, которую возглавляет ярый националист Владимир Жириновский.

Спустя 12 лет после падения однопартийного советского государства крупный бизнес стал гораздо более влиятельной силой на российских выборах, предоставляя деньги и выдвигая кандидатов, а также меняя партийные программы и, в некоторых случаях, переворачивая традиционные идеологии с ног на голову.

"В России нет ни одной крупной компании, не участвующей в политике", - заявил Борис Федоров, бывший заместитель премьер-министра, банкир, баллотирующийся на юго-востоке Москвы от маленькой партии "Вперед, Россия".

Воскресные выборы, на которых 23 партии будут бороться за 450 мест в нижней палате парламента, являются поворотным моментом для России и Путина, который, по общему мнению, будет переизбран на второй срок на президентских выборах в марте.

Хотя официально Путин не является членом ни одной из партий, своей властью и популярностью он поддерживает "Единую Россию". Так, в пятницу он заявил, что центристское большинство, представленное этой партией, жизненно важно для экономической реформы и реформы государственного управления, которые он обещает провести в течение второго срока.

Вне зависимости от того, какая партия получит наибольшее количество мест, в новом парламенте наверняка будут представлены крупнейшие компании страны, которые получат возможность предлагать или блокировать законы, исходя из корпоративных интересов, от налогового законодательства до регулирования природных ресурсов.

Наверное, Ходорковского отличают от других масштабы и политическое направление его влияния. Он открыто давал деньги двум либеральным партиям, "Яблоку" и Союзу правых сил, пытаясь создать крепкий блок законодателей, оппозиционных Путину.

Его попытки влиять на парламент, в частности блокировать в этом году новый закон о производстве нефти, считают катализатором расследования дела об уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, из-за которого он оказался в тюрьме.

Лидер "Яблока" Григорий Явлинский в недавнем телеинтервью признал, что включение трех представителей ЮКОСа в федеральный партийный список было условием, на котором Ходорковский давал деньги.

По прогнозу Дмитрия Орлова, заместителя директора московского Центра политических технологий, представители компаний получат более 20% мест в парламенте. Еще 40% достанутся тем, кого он назвал "скрытыми лоббистами": кандидатам, которых бизнес поддерживает с тем, чтобы они отстаивали интересы тех или иных отраслей.

По новому закону, кандидаты должны предоставлять сведения о своих доходах и работодателях, а управленцы, чтобы быть избранными, должны уйти из компаний. Но они могут остаться акционерами, и, по мнению аналитиков, многие только номинально оставят посты в бизнесе.

Мало кто из кандидатов и партий выставляет напоказ свои связи с крупнейшими компаниями. В стране, где четверть населения живет за чертой бедности, богатый и успешный бизнесмен в качестве кандидата не может рассчитывать на широкую поддержку.

Несколько известных топ-менеджеров, баллотирующихся в парламент, отказались дать интервью по этому поводу.

Это заместитель генерального директора "Русского алюминия" Евгений Иванов, баллотирующийся от Либерально-демократической партии, и три кандидата от "Единой России": вице-президент ТНК Вячеслав Тимченко, генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников и директор "Северстали" Георгий Шевцов.

Ильяс Муслимов, бизнесмен, также баллотирующийся от "Единой России", говорит, что необходимо провести четкую грань между политиком и бизнесменом. Хотя он является издателем газеты и президентом целлюлозно-бумажной компании, он заявил, что бизнесмен должен "заботиться о своем бизнесе" и поэтому, если его изберут, он уйдет из компании.

Коммунистической партии приходится особенно яростно защищаться по поводу своих связей с бизнесом. Находящееся под государственным контролем телевидение неоднократно показывало критические сюжеты о включении бизнесменов в партийный список.

Один из них, Алексей Кондауров, которому фактически обеспечено место в парламенте, поскольку количество мест зависит от числа избирателей, проголосовавших за партию, значится под 13-м номером в федеральном списке коммунистов.

Он менеджер компании "ЮКОС-Москва" - главного филиала нефтяного гиганта. Одним из показателей идеологического хаоса, царящего в российской политике, является его заявление, что сегодня коммунистическая партия - это партия бизнеса.

"Сегодня коммунистическая партия не отвергает частную собственность, - сказал он. - Она не отвергает механизмы рыночного развития. Коммунистическая партия выступает за укрепление демократических структур и развитие гражданского общества".

И все же кандидатуры Кондаурова и других управленцев обозначили глубокие разногласия в партии, пытающейся сформулировать свою постсоветскую идеологию.

Леонид Маевский, член нынешнего парламента от коммунистов, на пресс-конференции в ноябре подверг КПРФ критике, заявив, что 28% ее кандидатов являются миллионерами.

"Это партия народа или миллионеров?" - спросил он.

Его немедленно исключили из партии.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru