Кто бы ни стоял за терактами камикадзе в Эрбиле, оба эти взрыва оставят глубокий политический след. Они показали всю уязвимость положения курдов в будущем Ираке.
До недавнего времени север Ирака считался своего рода идиллическим местом, куда можно было уехать из Багдада, чтобы спокойны провести выходные. Однако теракты на прошедшей неделе и первый случай использования смертников в воскресенье разрушили эту иллюзию. Нет защиты от этой тоталитарной формы террора, имеет ли он теперь религиозные исламистские черты организации "Ансар аль-Ислам" или питается от светского цинизма сторонников Саддама.
Теперь курды еще сильнее будет настаивать на федеральном устройстве - и еще больше усложнят для американской гражданской администрации задачу посредничества между различными группами населения. Если глава администрации Рол Бремер предоставит курдскому меньшинству желаемые гарантии, то он настроит против себя шиитское большинство, содействие которого ему непременно нужно для реализации запланированной на конец июня передачи власти.
Если он не во всем пойдет на встречу требованиям курдов, то это усилит их растущий страх, что США снова их предают. Результатом может быть укрепление позиций тех, кто уже сегодня выступает за независимый Курдистан. Этого США тоже не могут хотеть - из-за соседа и партнера Турции. Угроза раскола Ирака после интервенции, с которой не все были согласны, была бы политической катастрофой.
Каким образом перед лицом этих опасностей администрация Буша собирается до июня уйти от политической ответственности, известно только ей самой.
В этих условиях было бы честнее объявить местным избирателям, что Ирак еще в течение нескольких лет будет нуждаться во власти, которая осторожно, но энергично будет выполнять функции наблюдателя и гаранта для того, чтобы Ирак стал стабильной страной. Не говорят уже о признании со стороны ООН.