Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 февраля 2004 г.

Сергей Ознобищев | The Wall Street Journal

Российско-американские отношения под угрозой

Госсекретарь США Колин Пауэлл на прошедшей неделе покинул Москву после визита, в ходе которого вновь были высказаны заверения в российско-американской дружбе и сотрудничестве. Однако результаты парламентских выборов вызывают у демократически настроенных россиян много вопросов по поводу изменений в российской внешней политике, особенно относительно США.

Ведь именно российские демократы выступили инициаторами сближения с Западом и на протяжении 1990-х годов, а также в период президентства Владимира Путина постоянно оказывали давление на президента и администрацию, с тем чтобы устанавливать и развивать партнерство с Соединенными Штатами и Европой.

Несмотря на хорошие личные отношения между Путиным и Бушем, сложно представить, что без этого позитивного давления результатом первого российско-американского саммита в Любляне в июне 2001 года стала бы декларация о новом партнерстве между Россией и США.

В самом деле, если бы не влияние либералов и демократов в окружении президента, я убежден, что Владимир Путин не объявил бы о своей поддержке Джорджа Буша вскоре после трагедии 11 сентября. Активные контакты между российскими либералами и командой Буша также позволили российско-американским отношениям успешно пережить иракский кризис.

Как бы строились эти отношения, если бы уже тогда в Думе доминировали партии, победившие на выборах в декабре? Что бы стало с партнерством с Западом, если бы Владимир Лукин и Ирина Хакамада - лидеры "Яблока" и СПС - не были вице-спикерами Думы?

Да, в истории нет места предположениям, но не нужно быть экспертом по России, чтобы понять: усиление влияния Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина, лидеров партии "Родина" - прокремлевского националистического блока, не пройдет даром для отношений России с Западом.

Рогозин раскритиковал посла США в России Александра Вершбоу за то, что он прокомментировал российские выборы и высказал критику по поводу неравной конкуренции между различными партиями и очевидных преимуществ пропрезидентской "Единой России". Будучи спецпредставителем президента по проблеме Калининграда, Рогозин занял неконструктивную позицию в споре с ЕС по поводу транзитных виз.

Что касается Глазьева, в ходе предвыборной кампании он не раз заявлял, что Россия должна выйти из международных организаций, в которых ее политика подвергается критике.

Можно ожидать, что новая Дума будет способствовать изоляции России от международного сообщества, особенно в условиях, когда высказывается озабоченность по поводу Чечни и нарушений демократических норм. Это только исключит Россию из круга демократических стран, приведет к нарастанию напряженности в отношениях с другими странами, усилит шпионаж и подозрения внутри России и недоверие в международных делах.

Россия будет предъявлять американской администрации новые требования. Новое поколение российских политиков будет прямо критиковать позиции США по целому спектру традиционно спорных вопросов, включая поправку Джексона-Вэника, антидемпинговые меры, несбалансированное сокращения ядерных арсеналов и ПРО.

Такие настроения всегда были популярны среди "либерал-демократов" Жириновского и коммунистов, однако сейчас они в большей степени стали основной идеей.

Новый парламент будет более антиамериканским и антизападным. Вопрос в том, какое влияние это окажет на Кремль - истинный оплот власти в России. Президент Путин давно осознал важность сильных, функционирующих отношений с США.

Его почти гарантированное переизбрание в марте должно позволить ему чувствовать себя свободно в стремлении к более тесному партнерству с США и противостоять растущему националистскому лобби в Думе.

Однако поддерживать постоянные двусторонние контакты и проводить встречи с глазу на глаз будет недостаточно. Понадобятся конкретные меры: снятие торговых ограничений, сотрудничество по вопросам нераспространения оружия и по проблеме терроризма - для того, чтобы сблизить страны. И Путин должен использовать свое положение, чтобы донести до российского народа и парламента, что существуют интересы, общие для США и России, и сотрудничество необходимо.

Сергей Ознобищев - заместитель председателя ассоциации "Россия - США" и директор Института стратегических оценок.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru