Дело российского торговца, задержанного год назад в Грузии, ставит вопрос о надежности российско-грузинских границ
Это самое громкое дело о контрабанде урана за последние годы. Количество его невелико: Олег Хинцагов, российский гражданин, арестованный грузинскими властями 1 февраля 2006 года в Тбилиси, перевозил всего лишь 100 граммов урана. Но это было ядерное топливо, обогащенное на 90%, что достаточно для военного использования.
Олег Хинцагов был арестован в результате ловушки, устроенной грузинскими агентами при содействии американских секретных служб. Он хвастался, что у него есть "2-3 килограмма" урана такого же качества, объясняет Шота Утиашвили, глава информационно-аналитического департамента МВД Грузии. И хотя для того, чтобы изготовить атомную бомбу, требуется около 25 килограммов этого топлива, случаи трафика обогащенного урана настолько редки, что достойны упоминания. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) насчитывает их всего 16 с 1993 года. Последний произошел в июне 2003 года - и тоже в Грузии, на этот раз в Садахло, между армянской и азербайджанской границами. Контрабандист, гражданин Армении, подтвердил, что продавал уран турецкому посреднику, а конечным получателем был некий "мусульманин". Олег Хинцагов заявил грузинским следователям, что у него были "контакты на Среднем Востоке, но единственным подтверждением этого являются иракские и сирийские штампы в его паспорте.
Вопросы без ответа
Это дело вновь вызвало опасения, что ядерное топливо попадет в дурные руки, тогда как меры безопасности, предпринятые МАГАТЭ и США, позволили ликвидировать черный рынок ядерных материалов, возникший в 1990-х годах после распада Советского Союза.
Однако многие вопросы остаются без ответа - начать хотя бы с происхождения перехваченного урана, хотя и велика вероятность того, что он происходит из России. По информации американской неправительственной организации Nuclear Threat Initiative, в стране содержится 99% запасов плутония и урана высокой степени обогащения, в прошлом принадлежавших СССР. "Известно одно: этот человек привез уран из России. Но мы не можем с точностью сказать, где он был произведен", - говорит Шота Утиашвили. Олег Хинцагов проживал во Владикавказе, в Северной Осетии, в нескольких километрах от грузинской границы. По утверждению министерства внутренних дел, этот "простой контрабандист", обычно перевозивший муку или сахар, незаконно пересек границу через территорию Южной Осетии. Тбилиси регулярно обвиняет маленькую сепаратистскую республику в том, что она является источником всевозможной контрабанды, от контрабанды российских сигарет и муки до трафика оружия и совсем недавнего случая ввоза фальшивых стодолларовых банкнот.
О задержании Олега Хинцагова, тайно осужденного и приговоренного в сентябре прошлого года к 8 годам тюремного заключения, было сообщено только 25 января в газете New York Times. Можно только удивляться, что за год происхождение урана не было установлено.
Москва и Тбилиси, чьи отношения с прошлого года находятся в глубоком кризисе, обмениваются взаимными обвинениями в недостаточном сотрудничестве по этому делу. Шота Утиашвили утверждает, что грузинские службы передали в ФСБ 2 грамма урана для анализа, но российские специалисты сочли это количество "недостаточным" для определения его происхождения. Однако в конфиденциальном факсе ФСБ, отправленном грузинским властям и опубликованном агентством Reuters, указано, что уран не использовался более десяти лет. Что подтверждает тезис о краже или контрабанде, осуществленной в эпоху, когда безопасность ядерных объектов бывшего СССР практически не обеспечивалась.
Впоследствии МАГАТЭ и американское правительство вложили значительные средства в усиление контроля на границах и ядерных объектах бывших союзных республик. В одной только Грузии американский Департамент внутренней безопасности потратил с 1998 года 140 миллионов долларов на организацию пограничного контроля, оснащение радарами и транспортом, а также средствами обнаружения радиации, в том числе ручными приборами и контрольными устройствами для проверки транспортных средств на границе.
Угроза конфликтов на почве сепаратизма
Но невозможность контролировать границу с Россией на территории самопровозглашенных республик Абхазии и Южной Осетии усложняет задачу. "Дело 2006 года демонстрирует, почему сепаратистские конфликты в Грузии представляют угрозу не только для Грузии, но и для международного сообщества", - считает Джон Тефт, американский посол в Тбилиси. Два килограмма высокообогащенного урана, украденные в 90-е годы в Сухуми, столице Абхазии, до сих пор не обнаружены. Пять других случаев, связанных с контрабандой урана, зафиксированы в Грузии с 1999 по 2005 год. Только два из них связаны с контрабандой в Абхазию или Осетию, утверждают грузинские власти, довольно сдержанно высказывающиеся на эту тему.
Это дело оказалось весьма кстати, когда президент Грузии Михаил Саакашвили вновь заявил в прошлый четверг, что единственное условие, выдвигаемое Грузией для вступления России в ВТО, - восстановление грузинского контроля на границах республик, сепаратистские режимы которых поддерживает Москва.