О менталитете итальянцев и их отношении к главе собственного государства Сильвио Берлускони говорится в статье, опубликованной в последнем номере еженедельника Die Zeit.
"У Берлускони имеются слабости. Он обходит правила. У него в подчинении целый гарем". Тем не менее многие итальянцы не испытывают отвращения к своему премьеру, пишет автор материала Роберто Савьяно. В любой другой стране, уверяет он, отдельные высказывания Берлускони привели бы к государственному кризису. Не говоря уже о его изменах жене. Однако в Италии подобные слова и поступки воспринимаются как свидетельство "ментального здоровья мужчины, умеющего жить".
Многие итальянцы, говорится далее в статье, считают, что "при всех своих промахах Берлускони в сущности в высшей степени человечен". Он демонстрирует человеческие слабости, поскольку он "один из нас", и мы, собственно, "хотим быть такими, как он". Правда, другие клеймят его "лицемером и лжецом".
Берлускони, продолжает автор, итальянец по национальности, играет на одной характерной особенности своего народа - на итальянском индивидуализме. Отсюда проистекает "очень итальянская идея" о том, что право и закон препятствуют самореализации и свободе индивидуума. Индивидуум тем успешнее, чем лучше ему удается обойти как других, так и их правила. При этом, добавляет Савьяно, речь идет не о "соревновании, конкуренции или другой форме прозрачной полемики, а о достижении успеха через надувательство и обман".
"Если закон, - говорится далее в статье, - видится как элемент, который ухудшает твои жизненные условия, если ты воспринимаешь окружающих как преграду, а не как союзников на пути к лучшей жизни - то ты живешь, как мы в Италии, как бы в перманентном состоянии войны. Войны с предписаниями, войны с окружающими".
Берлускони "околдовывает итальянцев своей улыбкой, своим успехом у женщин". Всем своим видом он как бы говорит: "Я человек, который много работает, но также наслаждается жизнью". Итальянец, заключает Савьяно, узнает в нем себя и хочет быть таким, как он. Берлускони воплощает собой мечту, от которой мало кто готов отказаться.