С 20 января представитель России в рабочей группе по прекращению огня перестал появляться в штаб-квартире организации, мотивировав свое решение тем, что это небезопасно. Вскоре после этого пророссийские повстанцы начали операцию по окружению и захвату города, в котором находится штаб-квартира. На взаимосвязь этих событий указал в интервью The Wall Street Journal генерал Александр Розмазнин, представляющий в рабочей группе Украину.
Совместный центр по контролю и координации вопросов прекращения огня был создан в сентябре в соответствии с Минским соглашением и функционирует в городе Дебальцево, напоминает издание. В него входят представители Украины, России и непризнанных повстанческих республик. Живут участники группы в часе езды от Дебальцева - в городе Соледаре. Именно там, как сообщил Розмазнин, и находится сейчас российский генерал.
По словам Розмазнина, после того как 19 января на Дебальцево упало "не менее 30 ракет, выпущенных из установки "Град", Александр Вязников, его российский коллега, заявил, что больше в их общем офисе не появится. Свой отъезд он объяснил следующим образом: "Есть реальная угроза жизни и здоровью моих сотрудников. Предлагаю вам последовать моему примеру".
"Они [представители России], несомненно, осведомлены о планах [повстанцев]", - делает вывод Розмазнин. Он "говорит, что контактов с российским коллегой не прервал и пытается быть дипломатичным", пишет автор статьи Пол Сонн.
Согласно протоколу к Минскому соглашению, Розмазнин и Вязников должны были ездить на работу в одном автомобиле в сопровождении общей охраны, что и происходило на протяжении нескольких недель, сообщил украинский генерал. Теперь же он "ездит в Дебальцево в одиночку".
"Главная задача русского была в том, чтобы оказывать влияние на "эти территории", чтобы они вели себя адекватно, - цитирует The Wall Street Journal Розмазнина. - Но, к сожалению... эти товарищи перестали вести себя адекватно и стали активизироваться".
По мнению Розмазнина, если бы Запад предоставил Украине оружие, это могло бы привести конфликт к балансу сил: "Если бы у нас было, например, высокоточное противотанковое оружие, то их танки уничтожались бы в таких количествах, что это, наверное, привело бы их в чувство".
"Европа должна понимать, что Украина сейчас на переднем крае защиты демократии и европейских ценностей, - добавил Розмазнин. - Не сомневаюсь: если мы сдадимся, Прибалтика будет следующей".