Саммит НАТО, только что завершившийся в Стамбуле, был поглощен кризисами в Ираке и Афганистане и заглаживанием внутренних разногласий по поводу этих кризисов. Лидеры союзников бросили лишь беглый взгляд на стратегически важные соседние государства черноморского и южно-кавказского региона. Впервые после мадридского саммита 1997 года представители НАТО промолчали о расширении на восток и не говорили о перспективах вступления в альянс восточных соседей.
В заключительном коммюнике саммит бегло "приветствовал решение Грузии, Азербайджана и Узбекистана развивать с НАТО Программы индивидуального партнерства". Может быть, это небрежность, но такая формулировка является прохладным душем для честолюбивых Грузии и Азербайджана, которые поставили в один ряд с Узбекистаном. На самом деле, Грузия и Азербайджан еще до саммита представили в НАТО свои планы индивидуального партнерства в надежде, что в Стамбуле они будут официально обнародованы. Однако шанс был упущен.
Эти две страны являются активными членами возглавляемой США антитеррористической коалиции, их войска участвуют в миротворческих операциях НАТО на Балканах. Они позволяют США и их союзникам пользоваться своим воздушным пространством, отвечают за безопасность энергетического транзита на Запад, успешно подавляют проникновение террористов и исламских фундаменталистов на свою территорию. Азербайджан делает это преимущественно своими силами с помощью Турции; Грузия - при существенной помощи США.
Одновременно Грузия и Азербайджан, хотя они постоянно нуждаются в помощи, начали обеспечивать собственную безопасность, безопасность региона и альянса. Они способствуют даже безопасности России, закрывая ее южную границу, как это происходит в случае Грузии, которой помогают США.
Американская программа подготовки и оснащения грузинских спецслужб, одна из самых успешных американских программ помощи за последние годы, сворачивается преждевременно. Около 2,7 тыс. грузинских военнослужащих прошли через эту двухгодичную программу стоимостью 64 млн долларов. Эта количественно небольшая сила уже играет ощутимую роль в стабилизации региона, сдерживая инфильтрацию террористов и недружественные выступления сепаратистских провинций.
Пентагон предпочел бы продолжать программу, но распыление ресурсов в Афганистане и Ираке, по-видимому, вынуждает его фактически заморозить программу в Грузии, подвергая риску то, что уже достигнуто.
Президент Грузии Михаил Саакашвили и президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на одном из секционных заседаний в Стамбуле, говорили об усилиях, которые предпринимают их страны для рассмотрения возможности их будущего вступления в НАТО. Грузия и Азербайджан надеются, что их индивидуальные планы через несколько лет станут программами потенциального членства на следующем саммите альянса. Будучи партнерами НАТО, находящимися на передовой, где их западная ориентация является фактором риска, Грузия и Азербайджан заслуживали признания их усилий на нынешнем саммите НАТО.
Как еще одно государство, стремящееся в НАТО, Украина фактически является экспортером безопасности для антитеррористических операций НАТО и США. Украина направила 1650 военнослужащих в Ирак, сотни солдат в Косово, где развернут польско-украинский батальон под командованием НАТО, а украинские магистральные военно-транспортные самолеты поддерживают союзнические операции в соответствии со стратегическим меморандумом Украина-НАТО.
Страна регулярно принимает у себя совместные с НАТО военные учения и обеспечивает союзным войскам транзит из Европы в зоны военных действий в Афганистане и Центральной Азии. Недавно подписанный Украиной и НАТО меморандум о поддержке, оказываемой принимающей стороной, увеличивает масштабы совместных учений и транзита. Украинская военная реформа, хотя ее и замедляют финансовые проблемы, является стержнем плана действий Украина-НАТО и ведет к тесному сотрудничеству со странами альянса. Все это нашло адекватное отражение в коммюнике саммита.
Президент Леонид Кучма, который присутствовал на заседании комиссии Украина-НАТО, проходившем на уровне глав государств, подтвердил, что целью Украины является членство в НАТО. Однако на заседании было решено воздержаться от политических сигналов до проведения президентских выборов на Украине в октябре нынешнего года. Союзники убеждали украинские власти в необходимости обеспечить свободные и честные выборы, а также продемонстрировать приверженность демократическим ценностям, законности, свободе слова и печати. На этих условиях альянс готов повысить уровень своих политических отношений с Украиной через год, в течение которого он будет следить за ситуацией.
На экране натовского радара наконец-то появилась Молдавия. Министр обороны США Дональд Рамсфельд по пути в Стамбул сделал остановку в Молдавии и призвал к выводу из страны российских войск. Рамсфельд также заявил, что более масштабное участие Молдавии в программе НАТО "Партнерство ради мира" "окажет стабилизирующее влияние на весь регион".
Президент Молдавии Владимир Воронин, который присутствовал на стамбульском саммите как глава государства, участвующего в программе "Партнерство ради мира", со своей стороны заявил о необходимости "полного и безоговорочного" вывода российских войск - беспрецедентный жест со стороны президента-коммуниста. В заключительном коммюнике саммита Россию призывают вывести войска из Молдавии, отмечая, что "усилия необходимо интенсифицировать и осуществить вывод как можно скорее".
Протяженность нынешней границы НАТО с Молдавией - 400 км. Следующим необходимым шагом со стороны НАТО и США является включение вопросов о российских войсках и урегулировании приднестровского конфликта в повестку отношений НАТО с Россией и США с Россией, а не передача этих проблем беспомощной ОБСЕ.
Стамбульский саммит приветствовал прием в НАТО Эстонии, Латвии и Литвы, и в одном из ключевых выступлений на саммите президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга говорила от имени всех 10 стран, вступивших в НАТО в 2002-2004 годах. Она проследила недавнюю историю этих стран, захваченных в результате Ялтинских соглашений 1945 года ("одной из величайших ошибок XX века"), до их освобождения и возвращения в лоно Запада при гарантиях безопасности под крылом НАТО.
На саммите страны Балтии и Румыния говорили о необходимости помочь Украине, Грузии и Азербайджану добиться соответствия критериям, принятым для членства в НАТО.
В канун и во время саммита Литва едва избежала захвата президентского поста политическими силами, связанными с Россией, во время второго тура выборов 27 июня. На фоне общественной апатии и усталости от известных политиков кандидат Казимира Прунскене стала серьезным конкурентом прозападного кандидата Валдаса Адамкуса. Некоторые элементы предвыборных заявлений Прунскене предполагали отдаление Литвы от США и НАТО в случае ее победы. Адамкус с трудом выиграл выборы, набрав 52,5% голосов. В начале избирательной кампании он говорил о том, что выборы отражают соперничество Востока и Запада в стране.
Запад победил по всей Европе, от Балтии до западного побережья Черного моря, и Вике-Фрейберга назвала это примечательным сдвигом в европейской истории. Теперь он может победить и к востоку от Черного моря. Но выборы в Литве показывают, что некоторым новым членам НАТО нужна помощь в защите их институций и политических процессов от попыток помешать этим странам наслаждаться плодами исторического сдвига.