С падением коммунизма у Запада и России исчезли причины для конфронтации. Россия вступила на путь европейской демократии.
Во многих областях сотрудничество России с НАТО принесло положительные результаты. Можно упомянуть о том, что Россия разрешила транзит грузов для Международных сил содействия безопасности в Афганистане через свою территорию. Мы все активнее сотрудничаем в разработке планов на случай чрезвычайных ситуаций, а наши ученые успешно совместно работают над технологиями для борьбы с терроризмом.
Однако эти успехи часто оказываются в тени противоречий по другому вопросу - вопросу о расширении НАТО и приеме в альянс Украины и Грузии. Как официальный представитель России при НАТО, я должен ответить на те утверждения, которые члены НАТО приводят в качестве аргументов, - на деле же эти слова являются устаревшей пропагандистской риторикой времен холодной войны. Подобные мифы угрожают и развитию отношений России с НАТО, и перспективам глобальной безопасности, и даже процессу укрепления демократии в России.
Миф номер один: НАТО - союз демократических государств, а демократические страны не воюют друг с другом.
Абсолютная бессмыслица. НАТО не является союзом демократий, это союз армий. Когда генеральный секретарь НАТО критикует парламентские выборы у меня на родине, он выходит за рамки своих полномочий. А теперь объедините его оценку состояния демократии в России с тезисом о том, что НАТО не сражается против демократических государств (и наоборот - борется с недемократическими), и станет ясно, что его слова можно понимать как угрозу в адрес России.
Второй миф - "Россия и НАТО не враги, а партнеры" - не находит реального подкрепления.
В заключительном документе Бухарестского саммита НАТО, прошедшего в апреле, звучит обещание, что Украина и Грузия станут членами НАТО. Это откровенно противоречит всяким словам о сотрудничестве или демократии.
Ни в Грузии, ни на Украине население полностью не поддерживает вступление в НАТО. В Грузии в референдуме по вопросу вступления в НАТО не принимали участия жители Абхазии и Южной Осетии. Если же говорить об Украине, то там лишь пятая часть жителей, в основном из западной части страны, принимает идею вступления в НАТО. Но "альянс демократий", несмотря на это, пытается затащить в свои казармы всю страну, проведя новые границы, которые разделят не только Европу, но и страны, чья общая история насчитывает более тысячи лет.
Миф номер три: у стран, вступивших в НАТО, улучшились отношения с Россией.
В действительности все наоборот. Едва получив клубную карту, натовские неофиты стали стремиться распространить свое отношение к России на всех остальных. Когда Польша вошла в состав европейских организаций, она начала втягивать своих новых партнеров в "мясную войну" с Россией. Эта скандальная попытка не принесла успеха и не сказалась на отношениях России с ЕС, однако привлекла к себе пристальное внимание.
Эстония, явно рассчитывая на защиту со стороны партнеров по НАТО, совершила кощунство, осквернив братскую могилу солдат, погибших при освобождении Таллина от нацистов, и демонтировав памятник солдатам, боровшимся против фашизма. Отсутствие четкой позиции в западных странах тогда отрезвило даже самых прозападных российских политиков.
Четвертый миф также напоминает пропагандистское утверждение: НАТО выступает за "политику открытых дверей".
Россия не может войти в эти двери - в отличие, например, от Албании или Хорватии. Расширение НАТО снижает политический вес старых демократических стран Европы, усиливая позиции США, и ослабляет способность Европы противостоять реальным угрозам в области безопасности.
По поводу американских планов размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии нас вновь и вновь заверяют: "Россия нам не враг", "система ПРО - это зонтик, призванный защитить нас от злодеев из Ирана, которые угрожают хорошим парням в Америке и Израиле".
Ничто так не сплачивает страну и не дискредитирует оппозицию, как внешний противник. Как человеку, значительную часть жизни прожившему при советской власти, позвольте мне заявить, что, не будь холодной войны, демократизация в СССР началась бы на десятки лет раньше.
Стремление сбивать иранские ракеты над Чехией и Польшей больше похоже на шутку. Даже если мы допустим, что Иран готов создать те самые ракеты, не будет ли логичнее разместить объекты ПРО в Турции, Болгарии или в Ираке? Однако Вашингтон упорствует в своих аргументах, и это дает нам основание полагать, что нам сообщают не всю правду.
Нередко вспоминают знаменитую речь, которую президент Владимир Путин произнес в Мюнхене, и указывают на другие признаки того, что Россия ведет себя все более агрессивно.
Неужели Путин открыл некую страшную тайну? Тайну о том, что НАТО расширяется, создает новые военные базы и проводит новые границы в Европе? Разве секрет, что НАТО вступает в противоречия с ООН и игнорирует нормы международного права?
Путин всего лишь озвучил это открыто и честно, как и полагается лидеру на встрече с зарубежными коллегами, когда он пытается поделиться с ними своим беспокойством.
Помимо прочего, мы плохо понимаем, зачем США разделили Сербию и создали преступное государство, находящееся под фактическим контролем наркомафии. По данным экспертов ООН, Косово поставляет 75% героина, потребляемого в Европе.
В чем же заключается российская агрессивность, о которой столько говорят? В попытке убедить партнеров не допускать фатальных ошибок? В открытом заявлении, что концепция "сдерживания России" не имеет смысла, а расширение НАТО не решит проблемы европейской безопасности, а лишь создаст иллюзию безопасности и сделает Европу более уязвимой для новых угроз наподобие терроризма, религиозного экстремизма и незаконной иммиграции?
Новые угрозы требуют по-новому смотреть на партнерство России с НАТО, которое президент Дмитрий Медведев определил как "единое евроатлантическое пространство от Ванкувера до Владивостока".
Отношения России с НАТО составляют основу глобальной безопасности. Сегодня это единственная предпосылка для развития наших отношений. У России и Европы общее прошлое, общие ценности, общая культура. Наше будущее тоже будет общим, если мы наполним его духом доверия и подлинного сотрудничества.
А что касается пропагандистских скелетов, то их лучше оставить в шкафу холодной войны.
Дмитрий Рогозин - представитель России при НАТО.
Также по теме:
Наступление российской дипломатии (Le Monde)
Ущемленная гордость России (The Guardian)
Россия порочит соседей в глазах НАТО (Обзор прессы)