Во внешней политике Барак Обама противостоит кавалькаде из четырех всадников Апокалипсиса, пришедших с "кризисной дуги" Ближнего Востока: первый всадник - Палестина, второй - Ирак, третий - Иран, четвертый - Афганистан. Остановить их - задача непростая, но, если самому могущественному человеку в мире не удастся решить ее хотя бы частично, его вряд ли переизберут в 2012 году, пишет Le Figaro.
В палестино-израильском конфликте Барак Обама столкнулся с двойным препятствием: несговорчивостью израильского правительства и отсутствием представителя, который мог бы говорить от имени всех палестинцев. Бывший советник по национальной безопасности при президенте Буше-старшем - генерал Брент Скоукрофт - в беседе с корреспондентом издания выразил надежду, что президент Обама сделает выбор в пользу разрешения конфликта на основании протоколов незавершенных палестино-израильских переговоров января 2001 года в Табе, определивших схему раздела земель между израильским и палестинским государствами, в том числе Иерусалима, вплоть до мельчайших подробностей. Обозреватель Le Figaro высказывает некоторые сомнения в том, позволит ли в этом случае Конгресс оказать реальное давление на Израиль, напоминая, что после того, как Буш-старший заставил израильтян принять участие в мадридской конференции, пригрозив приостановить гарантии по израильским кредитам, его не переизбрали на следующий срок.
Несмотря на начало вывода американских войск из иракских городов, сохраняется напряженность в отношениях суннитов и шиитов, и очень маловероятно, что иракские армия и полиция, до сих пор отличившиеся только своей коррумпированностью, проявят активность и непредвзятость, необходимые для поддержания порядка в городах, полагает автор материала Рено Жирар. "Все необходимые составляющие для возобновления гражданской войны сохраняются", - пишет издание. Барак Обама обещал вывести американские войска к 2011 году, но какой будет политическая цена, если он оставит после себя разваливающийся Ирак, погруженный в гражданскую войну? - спрашивает автор статьи.
Третий всадник Апокалипсиса, Иран - самый страшный для Обамы. "Стратегии Белого дома совершенно не предусмотрели гигантских фальсификаций Ахмадинежада на выборах 12 июня. Ужесточение исламской диктатуры в Иране не сулит ничего хорошего диалогу по ядерной проблеме, который Вашингтон намеревался начать осенью с Тегераном", - пишет Жирар. Единственные санкции, которые могут ослабить режим, - эмбарго на ввоз топлива. Но оно подразумевает морскую блокаду Ирана, равнозначную объявлению войны: для этого потребуется одобрение Совбеза ООН, однако Китай и Россия, уже поздравившие Ахмадинежада с "победой", наверняка выступят против. Обама, которому не нужна еще и третья война, не имеет никаких возможностей остановить Иран на пути к ядерному оружию, говорится далее, поэтому США должны приготовиться к "большому торгу" с тегеранским режимом: в обмен на вступление в ядерный клуб Иран должен обязаться сдерживать своих протеже из "Хизбаллы" и "Хамаса", уважать суверенитет Ирака и помочь НАТО в стабилизации в Афганистане. Но и тогда неизбежны сомнения в надежности такого партнера, как Ахмадинежад, подчеркивает автор статьи.
Ситуация в Афганистане тоже продолжает ухудшаться. Пытаясь помириться с сельским населением, американцы официально отказались от уничтожения опиумных культур и ограничили применение авиации. "В Афганистане американцы сталкиваются с противоречием: они мечтали, что смогут быстро оттуда уйти, но в то же время уцепились за классическую формулу безопасность-развитие-управление, требующую многих десятилетий присутствия ради хотя бы минимальных шансов на успех", - отмечает автор.
"Чтобы распутать афганское противоречие, перейти к "надежной" сделке с Ираном, уйти из Ирака, не оставив там хаос, заставить Израиль пойти на уступки, Обаме придется проявить стратегическое воображение и исключительный дипломатический талант", - заключает Рено Жирар, добавляя, что к тому же понадобится везение.