Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 июля 2012 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Соглашение по Сирии: дипломатия ради дипломатии

Конференция в Женеве завершилась подписанием неубедительного соглашения. Часть сирийской оппозиции, Хиллари Клинтон и Лоран Фабиус трактуют документ как приговор политической судьбе Асада, Сергей Лавров говорит, что это не вытекает из принятого плана. "Режим Дамаска снова выиграл время: Запад всерьез не рассматривает возможность военной операции, а дипломатия не производит впечатление на диктатора", - комментируют СМИ.

Конференция в Женеве после долгих переговоров во Дворце Наций завершилась подписанием неубедительного соглашения, сообщает французская Le Temps. Мнения сирийских оппозиционеров разошлись. В интерпретации Басмы Кодмани, представительницы Сирийского национального совета, документ содержит несколько положительных элементов, в частности предполагает уход Башара Асада. Оппозиционная группа "Комитеты местной координации" выразила разочарование текстом соглашения. Иран, союзник Дамаска, признал конференцию неудачной.

Документ действительно выглядит слабым, пишет автор. По настоянию Москвы исключено положение, предусматривающее создание переходного правительства без участия лиц, которые могли бы поставить под угрозу стабильность и примирение. Изначальный план Аннана предусматривал прекращение передвижений войск, использования тяжелых вооружений, вывод из городов правительственных сил. Женевская декларация предусматривает прекращение вооруженного насилия без учета действий другой стороны. Еще один важный пункт касается ответственности за совершенные в ходе конфликта действия. В нем говорится, что в рамках правосудия переходного периода должны быть сделаны шаги к прощению, однако данное положение может санкционировать безнаказанность, подчеркивает автор.

После конференции члены "группы действий" высказали противоположные мнения. Хилари Клинтон и Лоран Фабиус подтвердили, что документ предполагает уход Башара Асада, тогда как Сергей Лавров с этим не согласен. Кофи Аннан, признавая сложность задачи, тем не менее надеется на ощутимый прогресс в течение года.

В Женеве состоялась международная конференция по Сирии, завершившаяся очередным туманным решением, пишет Вивиана Мацца, корреспондент итальянской Corriere della Sera.

Предполагалось обсудить вопрос о мирном политическом переходном периоде и разработать "дорожную карту" для создания правительства национального единства и проведения многопартийных выборов, напоминает автор, однако так и осталось неясным, кто должен войти в правительство национального единства. Иными словами, какова судьба Башара Асада? В то время как госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИД Великобритании Уильям Хейг вновь настаивали на уходе раиса с политической сцены, Россия и Китай продолжали противиться этому, обвиняя первых в намерении осуществить международное вмешательство, говорится в статье.

После долгих часов переговоров Кофи Аннан усталым голосом зачитал текст декларации, которая не дает ответа на вопрос, сможет ли Асад войти в правительство, но провозглашает, что исполнительная власть должна быть сформирована на основании "консенсуса сторон". Но каким образом? - задается вопросом журналистка, ведь оппозиция отвергает переходную власть, если ее будут представлять в числе прочих президент и его окружение, а Асад отвергает "решения, навязанные извне"?".

Женевская конференция по Сирии наглядно продемонстрировала, что дипломатия в данном случае буксует, пишет на сайте Frankfurter Rundschau Франк Нордхаузен. "Режим Дамаска снова выиграл время: Запад всерьез не рассматривает возможность военной операции, Башар Асад и впредь будет отдавать приказы открывать огонь по согражданам".

"Дипломатические усилия не производит впечатления на диктатора. Напротив, они расцениваются как проявления слабости, - продолжает автор. - Единое переходное правительство Асад отвергает так же, как и оппозиция. Оставшаяся без последствий атака на турецкий истребитель, которую вполне можно расценивать как тест для Запада на готовность ответить на агрессивные провокации, лишь укрепила самоуверенность Асада".

По мнению автора публикации, в конечном итоге эффективным может стать только военное решение сирийского конфликта. Оппозиция уже давно призывает Запад и НАТО закрыть воздушное пространство над Сирией и сформировать вблизи турецкой границы буферную зону. Однако без согласия России и Китая в Совбезе ООН о военной операции речи не идет, пишет автор.

Утверждение о том, что военная операция якобы заставит с новой силой разгореться религиозно-этнический конфликт, автор считает несостоятельным: оппозиция уже давно идентифицирует кровавый режим с шиитской сектой алавитов, в то время как повстанцы - по большей части представители суннитского большинства. "Религиозная война уже давно началась", - констатирует Нордхаузен.

"Пока Россия и Китай будут поддерживать режим Асада, гражданская война будет набирать обороты, а военная операция по спасению гражданского населения будет невозможной", - делается вывод автор. Он не исключает, что русские ждут от Запада существенного встречного предложения - например, морской военной базы на Кипре.

Российские специалисты помогли сирийским ПВО перехватить и сбить турецкий самолет десять дней назад, сыграв в этом ключевую роль, утверждает The Sunday Times, отмечая, что это открытие повысит стратегические ставки в сирийском конфликте.

"Здесь явно существует российский след", - сказал один из дипломатов, который так сформулировал посыл России: "Сирия - не Ливия, и любая попытка организовать "бесполетную зону" над ней натолкнется на одну из самых внушительных систем ПВО на Земле и дорого обойдется нападающему".

Россия три года назад поставила Сирии свой комплекс ПВО "Панцирь-С1" и 36 пусковых установок. Считается, что российские специалисты обучали сирийцев, и, по словам дипломатов, некоторые из них по-прежнему находятся в центрах контроля ракетных батарей, говорится в публикации.

Запад не находит удовлетворительного объяснения позиции России по Сирии, пишет The Washington Post. Американские эксперты накануне конференции по Сирии в Женеве высказались о позиции России.

"Если посмотреть, что русских, по их словам, волнует - стабильность, экономические связи, военно-оборонительное партнерство - то все это, вероятно, исчезнет, если Сирия впадет в состояние государства-банкрота или затяжной конфликт между представителями различных религиозных сект, - отмечает Эндрю Уэйс, специалист по России, работавший в администрации Клинтона. - Большинство подвижек с их стороны, обещающих исход, при котором Асад не остается у власти, выглядят скорее как не подкрепленные делом риторические фигуры. Если бы это было всерьез, они сделали бы что-то для ограничения поставок вооружения и прочей поддержки, включая финансовую".

Более оптимистично настроен высокопоставленный сотрудник администрации Обамы, пожелавший сохранить анонимность: "Они дали понять, что для них этот вопрос - не дело какой-то личной заинтересованности в Асаде. Они не пытались использовать в [качестве аргумента в] сирийских переговорах ни противоракетную оборону, ни Северную распределительную сеть".

По мнению старшего аналитика исследовательской корпорации Rand Ольги Оликер, Путин "выжидает, чтобы узнать, кто станет победителем на выборах в США. Зачем идти на все эти компромиссы? Он не думает, что в его силах повлиять на выборы, но хочет посмотреть, что будет. В настоящий момент статус-кво очень выгоден России. Происходящее в Сирии очень прискорбно, но если смотреть с точки зрения России, могло быть и хуже. "Мы по-прежнему в центре внимания, у нас все еще есть возможность влиять на ситуацию... мы отстаиваем то, во что верим", - все это и звучит неплохо и для внутренней аудитории.

Причины, по которым Россия поддерживает Асада, остаются в высшей степени туманными, даже для экспертов, заключает издание.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru