Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 июня 2005 г.

pfi. | Neue Zürcher Zeitung

Приговор по делу ЮКОСа - возвращение к старым рецептам

Неосознанной экономической проблемой России является государство

Жесткий приговор, вынесенный когда-то образцовому российскому олигарху Михаилу Ходорковскому, не означает отказа от итогов сомнительной приватизации диких 90-х годов. Вместо этого он восстанавливает старое губительное правило, согласно которому в России успешен тот, кому благоволит царь. В России, верящей в возможности государства, недостает понимания, что самой большой экономической проблемой страны является государство.

С вынесением во вторник приговора - девять лет заключения в колонии - Михаилу Ходорковскому, еще два года назад самому богатому российскому бизнесмену, и его соратнику Платону Лебедеву, на данный момент завершился (показательный) процесс, который означает не отказ от итогов сомнительной приватизации 90-х годов, а является ударом по становлению в России рыночной экономики.

Недобросовестные деловые приемы

Здесь, на первый взгляд, кое-что говорит в пользу государственной аргументации, в соответствии с которой необходимо честное расследование экономических преступлений. Сознательная фальсификация фактов, противозаконное использование налоговых льгот, уклонение от уплаты налогов в крупном размере или неисполнение решений суда с целью обеспечить прибыль собственному концерну - это правонарушения, которые строго преследуются и наказываются и на Западе. Также бесспорна необходимость уплаты налогов, что многие в России рассматривают как бессмысленную трату денег, всячески пытаясь от этого уклониться.

Наконец, вряд ли можно отрицать, что сегодняшние российские олигархи за последние десять лет очень быстро разбогатели. При этом они в тесном сотрудничестве с государственными органами и их первыми лицами зачастую прибегали к методам, едва ли допустимым на Западе.

Во-первых, это касается нормы, считающей нарушение буквы и духа закона мелким преступлением; главное, чтобы внешне все было красиво. Во-вторых, раньше многие российские бизнесмены использовали в своих интересах продажность юстиции; по-видимому, это нередко происходит и сегодня. В-третьих, к истинам диких 90-х годов - корни которых уходят, пожалуй, в далекое дореволюционное прошлое российской истории - кажется, относится и утверждение, что сила и мощь - это гарантии экономического успеха, который обеспечивается близостью к политической власти. При этом государственные деятели, в свою очередь, за приличную мзду обеспечивают предпринимателю сильное монопольное положение, которые он может обратить в деньги.

Процесс дает неверный сигнал

Эти недобросовестные деловые приемы, конечно, не остались тайной для населения России. Поэтому многие россияне приравнивают экономический успех к обману, а рыночную экономику - к обогащению немногих за счет всех остальных. Соответственно, осуждение все еще богатого олигарха в России популярно. Даже в иностранных экономических кругах приводятся аргументы в защиту того, что приговор - это желанный сигнал. Он якобы свидетельствует об отказе от старых недобросовестных приемов и вынуждает олигархов платить налоги и согласиться с западными представлениями на этот счет.

Однако, к сожалению, по окончании суда над Ходорковским все признаки указывают на то, что его вердикт будет иметь скорее обратные последствия. Данным вердиктом Кремль в глазах российского населения продемонстрировал, прежде всего, следующее: если есть желание, то он может свалить даже самого успешного бизнесмена и разрушить его концерн, который, наверное, повсеместно считался самым современным и "самым западным" в данной отрасли.

В действиях против Ходорковского и его концерна ЮКОС законы и нормы без зазрения совести каждый раз интерпретировались по-новому, причем это не имело серьезных последствий для остальных бизнесменов. Государственные органы пытались создать впечатление, что речь идет о единичном случае. Уже хотя бы поэтому приговор, вынесенный Ходорковскому, свидетельствует не о справедливости, а о возвращении к государственному произволу. Это не укрепляет правопорядок, а еще больше подрывает доверие к принципам правового государства в России.

Кроме того, на основании решения суда за решетку на долгие годы попал именно тот олигарх, который наиболее рьяно выступал за отказ от прежней практики, за следование западным экономическим нормам, которые, как он просчитал, максимально увеличивают капитализацию его предприятий. Ходорковский и его концерн платили больше налогов, чем в среднем по отрасли, поддерживали негосударственные социальные институты, публично критиковали буйно разросшуюся коррупцию.

Тем самым приговор, вынесенный Ходорковскому и его соратникам, дает неверный сигнал, о чем недавно говорил, в частности, советник президента по экономическим вопросам. Это доказывает, что прозрачность делает человека и его дело уязвимым, а западные представления о честных отношениях между экономикой, государством и независимой юстицией являются ложными.

Вместо этого решение суда возрождает старое правило, по которому в России успешен лишь тот, кто умеет договориться с зачастую непредсказуемым царем и функционерами коррумпированного государства. Фактический переход основного предприятия ЮКОСа в руки государственного концерна "Роснефть" и вместе с тем под контроль немногих кремлевских функционеров отчетливо доказывает, что в деле Ходорковского речь идет не только о политических разногласиях, но и о серьезных экономических интересах.

Губительная вера в государство

События последних месяцев обнаружили губительную веру в государство среди российских политиков и населения. Дикая российская приватизация 90-х годов была результатом тайного сговора между российскими политиками и предпринимателями, сомнительные соглашения между которыми были направлены на то, чтобы приватизируемые предприятия не оказались в руках у иностранцев.

Тогда у новых русских "капиталистов" по понятным причинам не было средств, чтобы участвовать в открытом соревновании с иностранными конкурентами. Благодаря распространенной системе дачи взяток на подобных сделках быстро сделало себе состояние не только некоторое количество предпринимателей, но как минимум еще столько же функционеров. Данная политика препятствовала скорой модернизации технологий, что могли обеспечить иностранные собственники, однако она обеспечила реструктуризацию большей части российской экономики.

При всем том государственные чиновники, участвовавшие в этих процессах, до сих пор не пригвождены к позорному столбу. Коррупция в чиновничьей среде сейчас распространена сильнее, чем прежде. А вместо того чтобы озаботиться конкурентоспособностью на мировом рынке, Кремль продолжает усиливать свое влияние в сырьевом секторе и ограничивать доступ к нему иностранных конкурентов.

Тень царя

То, что старая-новая тенденции требует "больше государства" от тех политиков и функционеров, которые от этого выигрывают, понятно. Государственные и полугосударственные концерны и предприятия в России заметно менее эффективны, чем их частные конкуренты. Они охотно следуют приказам и просьбам из Кремля, даже если те противоречат производственно-экономическим расчетам. Кроме того, эти предприятия являются излюбленным местом для трудоустройства сыновей и дочерей министров, родственников и друзей ведущих чиновников.

Тем не менее проблема скорее заключается в том, что в последние годы дезинформированное российское население, по-видимому снова активно уверовавшее в государство благодаря средствам массовой информации под руководством дирижеров из Кремля, столь легко и некритично предоставляет свободу действий чиновникам и политикам. В стране не хватает понимания, что самой большой экономической проблемой России является государство. Оно слишком сильно и слишком слабо одновременно.

Слишком сильно, потому что оно вездесуще и может по собственному усмотрению разрушать концерны вроде ЮКОСа и сажать за решетку на долгие годы предпринимателей вроде Ходорковского, как только те отказываются платить дань его функционерам. Слишком слабо, потому что у российского государства не хватает авторитетных независимых институтов, которые могут беспристрастно способствовать установлению как норм, так и разумной налоговой морали или хотя бы добиваться соблюдения буквы и духа закона.

Процесс против Ходорковского доказывает, что российское государство служит интересам не общества, а исключительно тех, кто в тени "царя" действует сомнительными методами. Кажется, что и политики, и население еще не в должной мере поняли, насколько советская вера в государство и в плановое хозяйство ответственны за то, что российская экономика безнадежно отстала от западной. Поэтому возврат к старым рецептам, как он видится через призму дела ЮКОСа и Ходорковского, не имеет ничего общего с ожидавшимся уходом от прошлого. Он ведет к экономической стагнации и упадку.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru