Ложь государства представляет угрозу для его народа и суверенитета
В апреле 1986 года ложь СССР превратила самую страшную в мире ядерную катастрофу в Чернобыле в большую человеческую трагедию. Спустя 20 лет непрозрачность украинского энергетического сектора вновь угрожает суверенитету Украины - на сей раз из-за темных газовых сделок, срок которых истекает в июне. В отличие от 1986 года, когда советские лидеры пытались скрыть чернобыльскую угрозу, у руководства Украины сегодня есть возможность отреагировать на тревожные сигналы в газовом секторе, отвести угрозу, нависшую над ее суверенитетом и европейской энергетической безопасностью.
Чернобыльская трагедия показала, что в СССР по большому счету не так, как надо: лживые обещания по поводу технологии, пренебрежение к окружающей среде, секретность и преднамеренное введение в заблуждение, забота о престиже раньше, чем о собственном народе.
Одновременно логично и парадоксально, что отказ от многих советских методов привел к закрытию Чернобыльской АЭС в декабре 2000 года. Несколько лет руководство Украины отказывалось обсуждать ее закрытие на том основании, что оно приведет к отключениям электричества и поставит под угрозу промышленность. На самом деле у Украины имелись избыточные мощности, но не было рыночных цен и системы получения доходов для оплаты топлива, замены устаревших электростанций и обеспечения адекватных поставок. Реформа, начатая в 2000 году, сегодня позволяет Украине экспортировать электроэнергию в Венгрию и Словакию.
Сегодня Украине грозит энергетическая трагедия иного рода - зависимость страны от импортного газа и непрозрачных контрактов. Прекращение российских газовых поставок в январе продемонстрировало зависимость Украины от внешних поставок и ее уязвимость перед политическим давлением. Сделка, заключенная Украиной и Россией для возобновления поставок, не защищает интересы Украины и не отражает нормальные рыночные методы.
Контракт не обеспечивает Украине стабильность цен, а его условия не создают предсказуемую неполитизированную процедуру будущего ценообразования (подобную той, что заложена в соглашениях России с Германией и Францией).
Россия не гарантирует поставку минимальных объемов, а может поставлять газ до установленного верхнего предела. Иными словами, объем поставок определяет Россия.
Украина гарантирует России доступ к системе транзита, но Россия не должна платить, если эти мощности не используются.
Транзитные тарифы для России установлены на пять лет без возможности повышения, тогда как для Украины цена импорта установлена лишь на полгода.
Права на транзит и импорт газа переданы новой компании Rosukrenergo, не имеющей физических и финансовых активов, которые можно конфисковать в случае невыполнения обязательств, структура собственников этой компании непрозрачна и, возможно, связана с организованной преступностью.
У Украины уже образовались недоимки по новому соглашению с Россией. Непонятно, почему доходы от продаж и транзита газа не покрывают обязательства Украины. Уже можно написать сценарий того, что произойдет в июне, когда нынешний договор о цене истечет. Как и в других странах, Россия вполне может потребовать d качестве оплаты "срочной продажи" акций украинской газовой системы или крупных производственных потребителей газа, составляющих костяк украинской экономики.
Если новое руководство Украины готово действовать, исходя из уроков Чернобыля, оно будет просить международной помощи в реструктуризации этих соглашений и обеспечит прозрачность контрактов на поставки.
Предотвращение кризиса служит также интересам ЕС, США и России. ЕС не может позволить себе пассивность. Почти весь импортный европейский газ идет из России через Украину. США едва ли нужен новый кризис в отношениях с Россией, если мы хотим ее помощи в предотвращении появления ядерного Ирана. России не нужны ни возмущенные европейские потребители, ни ссора с дипломатическими партнерами по Ирану.
Некоторые практические шаги.
Украинские лидеры должны покончить с коррупцией и непрозрачностью в энергетическом секторе. Украина должна добиваться международной помощи в решении проблем с газовыми поставками и технического содействия в пересмотре условий действующих контрактов.
ЕС и США должны обратиться к Украине и России, пока не грянул кризис, и предложить содействие на переговорах о нормальных коммерческих условиях.
Всемирный банк, ЕБРР и двусторонние доноры должны поддержать украинские программы по увеличению энергетической эффективности; создать и ввести в действие правила, обеспечивающие эффективность и прозрачность системы газового транзита.
Когда G8 займется энергетической безопасностью на июльском саммите, главными темами должны стать прозрачность рыночной структуры, собственности и соглашений о поставках, а также честная конкуренция и доступ к транзитной инфраструктуре. Россия должна приветствовать такие дискуссии, поскольку они соответствуют ее долгосрочным интересам.
Друзья Украины, осмыслив Чернобыль, говорят, что это не должно повториться. Сегодня это означает, что друзья Украины и ее лидеры должны сделать так, чтобы отсутствие прозрачности в энергетическом секторе не угрожало суверенитету Украины.